Слог, строение слога, виды слогов. Теории слогообразования


СЛОГ — звук или сочетание звуков, объединенных волной сонорности, то есть степенью звучности (гласности). Это основано на специфике работы нашего речевого аппарата, согласно которой дыхание связано с работой голосовых связок, а их максимальная напряженность и есть сонорность. Как правило, слогообразующий звук — гласный, но если по каким-то причинам гласного нет в данной ритмической группировке звуков, его роль может взять на себя сонорный (р, л, м, н) и даже шумный: Ш-Ш… ТС-С-С… И наоборот, гласный может утрачивать свою «слоговость» — в дифтонгах: АУ, ОЙ (КОЙКА).

С точки зрения образования, со стороны физиологической, слог представляет собой звук или несколько звуков, произносимых одним выдыхательным толчком.

С точки зрения звучности, со стороны акустической, слог — это звуковой отрезок речи, в котором один звук выделяется наибольшей звучностью в сравнении с соседними — предшествующим и последующим. Гласные звуки, как наиболее звучные, обычно являются слоговыми, а согласные — неслоговыми, но сонорные (р, л, м, н), как наиболее звучные из согласных, могут образовать слог. Слоги разделяются на открытые и закрытые в зависимости от положения в них слогового звука. Открытым называется слог, оканчивающийся слогообразующим звуком: ва-та. Закрытым называется слог, оканчивающийся неслоговым звуком: там, лай. Неприкрытым называется слог, начинающийся на гласный звук: а-орта. Прикрытым называется слог, начинающийся на согласный звук: ба-тон.

Теории слога

Существует несколько теорий слога и слогоделения.

1) Экспираторная теория («выдыхательная»): слог — сочетание звуков, произносимое одни толчком выдыхаемого воздуха. Эта теория не объясняет случаев зияния гласных в слове, где на одном выдохе два слога (ау>), и, наобо-рот — случаев стыка трех и более согласных, где два и более выдохов на один слог {сплав).

2) Сонорная теория (Московская фонологическая школа, Р.И. Аванесов) рассматривает слог через акустические свойства речи — изложена в учебнике. Согласно этой теории, слог — это волна сонорности; объединение зву-ков по нарастающей вокруг опорного звука с наибольшей степенью звучности. Звукам присваивается индекс звучности: шумный глухой --1, шумный звонкий — 2, сонорный — 3, гласный — 4.

3) Т еория напряжённости : По теории напряжённости или артикуляторной теории, которую выдвинул советский языковед Лев Владимирович Щерба, слог образуется благодаря артикуляторному мышечному напряжению, которое растет в направлении вершины слога (то есть гласного и сонорного звука), а затем спадает. Напряжение, таким образом, выступает в качестве аналога звучности, и, действительно, оно также убывает по направлению от гласных через сонорные к звонким и глухим согласным. В данном случае слог трактуется с точки зрения единства произносительного импульса (которым, соответственно, объясняется его — слога — неделимость).

4) Динамическая теория слога: По динамической теории, слог рассматривается как комплексное явление, которое обуславливается действием ряда факторов: акустических, артикуляторных, просодических и фонологических. Согласно динамической теории слог есть волна интенсивности, силы. Самые громкие, сильные звуки в слове — слоговые, менее сильные — неслоговые.

В отечественной лингвистике не сложилось единого определения слога, хотя проблема слога и слогоделения слова давно привлекает внимание исследователей русской фонетики: одним из первых на эту тему высказался еще в 1747 году В.Г. Тредиаковский. Значительный вклад в развитие этой области был внесен такими известными отечественными лингвистами, как Л.В. Бондарко, Л.Р. Зиндер, М.В. Панов, Р.И. Аванесов, Л.В. Щерба. Было создано несколько теорий слога и слогоделения, в основе которых лежат разные подходы к слогу и, шире, к фонетике и разные аспекты изучения слога.
С точки зрения представителей экспираторной (физиологической) теории фонетический слог представляет собой звуковой поток, произносимый одним выдыхательным толчком. Проводя эксперимент с пламенем свечи, сторонники этой теории пытались наглядно доказать правомерность такого подхода. Если произнести слова том над пламенем свечи, то пламя дрогнет один раз, а в слове темный — два раза. Но эта теория не объяснит, почему в слове брызг пламя свечи колыхнется два раза.

Сторонники сонорной теории определяют слог, исходя из его акустических признаков. По этой теории слог — это волна звучности, потому в слоге группируются звуки разной степени звучности. Р.И. Аванесов, разрабатывая сонорную теорию применительно к русскому языку, присвоил всем группам звуков индексы, учитывая степень их звучности: гласные — 4, сонорные — 3, шумные звонкие — 2, глухие — 1. К примеру, слову амплитуда будет соответствовать ряд индексов 431341424. Место слогоделения совпадет с местом максимального спада звучности . Слоговым элементом является гласный звук; слоговые согласные нетипичны для русского языка, поэтому они часто развивают перед собой гласный — произносится [жызин], [тиатър]. Слоговыми иногда бывают и шумные согласные; слоговым согласным является, например, звук [с] в междометиях кс-кс-кс (когда подзывают кошку) или тс! (призыв к молчанию).

В теории мускульного напряжения (динамическая), разрабатываемой Л.В. Щербой и его последователями, понимает слог как отрезок звучания, произносимый одним толчком мускульного напряжения. В каждом слоге мускульное напряжение возрастает, достигает максимума при образовании гласных, а затем падает при образовании согласных. Обычно с волной мускульного напряжения совпадает волна сонорности. Данная теория, однако, позволяет проводить границу слога в одном и том же слове по-разному (спар-жа и спа-ржа). На место слогоделения по теории мускульного напряжения оказывает влияние место ударения: ударный звук как наиболее напряженный способен притягивать к себе рядом стоящие согласные звуки: [шап- къ], но [кА-пкан].
Согласно теории эксплозивно-имплозивной, выдвинутой Ф.-де Соссюром, звуки подразделяются на «смыкатели» (имплозивные) и «размыкатели» (эксплозивные). Например, в слове кольский слоги распределяются следующим образом: [кол-скиу]. Слогоделение проходит обычно там же, где и по теории сонорности.
По-видимому, каждая из этих теорий, как считает М.В. Панов, заклю — чает в себе только часть истины. По-видимому, следует признать, что русском языке есть случаи двоякого и в равной мере допустимого слогоделения.

Слоговые и неслоговые звуки в русском языке

Деление на слоги происходит рядом со звуком наименьшей звучности. Звучность - слышимость звука на расстоянии. Звук, имеющий наибольшую звучность - слоговый носитель слога.

Неслоговые - согласные, но слоговыми могут быть и согласные, но лишь в беглой речи: в сочетаниях сонорных с шумными, в конце и начале слов может появиться дополнительная слоговость. Ритм, рубль, театр. Звучность может обозначаться цифрами. 4 - звучный гласный, 3 - звучный сонорный, 2- звучный зв-шумн. 1 - глух-шумн.

Типы слогов

Типы слогов выделяются по месту расположения слога в слове, структуре, степени звучности, отношению к ударению.

  1. По месту расположения слога в слове различают слоги начальные, неначальные (срединные) и конечные: [р/\-бо-тъ].
  2. По структуре слоги бывают
  • неприкрытые (начинаются с гласного) и прикрытые (начинаются с неслогового): [и-гла];
  • открытые (оканчивается гласным) и закрытые (оканчивается согласным): [бир-къ ].
  • прикрытые - слог с согласным в начале, и неприкрытые
  • полные - закрытые и прикрытые [сок}
  • усечённые с начала - закрытые и неприкрытые [ум, иск]
  • усечённые с конца [мгла]
  1. По степени звучности различают слоги
  • постоянной звучности (состоят из одного гласного звука): в слове игла первый слог [и] постоянной звучности;
  • восходящей звучности (звучность возрастает от согласного к гласному): например, второй слог в слове игла [гла] имеет звучность 234;
  • нисходящей звучности (звучность падает): например, первый слог в слове арка [ар] имеет звучность 43;
  • восходящее-нисходящей звучности (звучность возрастает, а затем падает): первый слог в слове спаржа имеет сложную звучность 1143 [спар-жъ];
  • нисходяще-восходящей звучности (звучность падает, а затем возрастает): например, в первый слог в слове мшистый [.мшы-стыj] имеет звучность 314.
  1. По отношению к ударению слоги делятся на ударные и безударные, среди которых следует различать предударные и заударные.

В качестве наиболее важных традиционно рассматриваются два варианта классификации слогов: по конечному звуку и по количеству гласного.

I. По конечному звуку различают слоги:

  1. Открытые — то есть такие, которые заканчиваются непосредственно слогообразующим звуком и не имеют задней периферии;
  2. Закрытые — то есть такие, которые заканчиваются неслогообразующим звуком и, соответственно, располагают задней периферией.

В некоторых языках оба названных типа слогов используются одинаково активно, в других — закрытые слоги отсутствуют. В частности, к числу языков открытого слога на определенном этапе своего развития принадлежал праславянский язык; в настоящее время в русском языке закрытые слоги возможны, однако используются существенно реже, чем открытые — группы согласных, находящиеся в позиции между двумя гласными, при слогоделении принято относить к последующему гласному.

II. По количеству гласного различают слоги:

  1. Долгие — то есть такие, которые включают в свой состав либо долгий гласный, либо группу из нескольких согласных;
  2. Краткие — то есть такие, в составе которых имеется краткий гласный и в то же время отсутствуют группы согласных.

Сингармонизм (греч. σύν - одновременно и άρμονία - созвучие) - единообразное по составу гласных (иногда согласных - в некоторых индейских языках) оформление слова как морфологической единицы. Сингармонизм свойствен тюркским, финно-угорским, тунгусо-манчжурским и некоторым другим языкам: шалаш, баран, сундук, урюк, бурдюк . В частном случае под сингармонизмом может пониматься уподобление гласных (иногда и согласных) аффиксов гласным корня: в турецком языке oda + lar (комната - комнаты), ev + ler (дом - дома). Эта идеальная схема реализуется в сингармонических языках далеко не всегда: она часто не распространяется на префиксы и сложные слова, в словах с переднерядными и заднерядными гласными могут использоваться одни и те же нейтральные гласные (чаще е, i).

Комбинаторные изменения.

Аккомодация (лат. accomodаtio - приспособление, приноровление) - частичное приспособление артикуляции смежных согласных и гласных звуков.

Приспособление артикуляции проявляется всегда в частичном приспособлении экскурсии и рекурсии соседствующих звуков.

Выделяют прогрессивную и регрессивную аккомодации. Если экскурсия последующего звука приспосабливается к рекурсии предыдущего, то говорят о прогрессивной аккомодации: рад - ряд, лук - люк, ток - тёк . В этом случае гласные после мягких согласных становятся артикуляционно более передними. При прогрессивной аккомодации могут возникать глайды - скользящие переходные звуки: воля - в(у)ол’ь .

Если рекурсия предыдущего звука приспосабливается к экскурсии последующего, то говорят о регрессивной аккомодации: порядок - п˄р’адък, где [а] становится более передним; кавалерия - къвал’эр’иjь , лыком - лыкъм , где [ы] становится более задним, на слух ниже (в основном виде [и] после мягких: лик . В этом случае, как показывают примеры, гласные перед мягкими согласными становятся более закрытыми и напряженными, акустически они менее звучные.

Возможна аккомодация звуков в обоих направлениях: тот - тёть [т’от’] . В этом случае гласные артикуляционно и акустически становятся более передними и закрытыми.

Ассимиляция (лат. assimilatio - уподобление) - артикуляционное уподобление звуков. Ассимиляция возможна как между гласными, так и между согласными.

Виды ассимиляции различаются

  • по степени уподобления звуков,
  • по направлению уподобления,
  • по месту уподобления,
  • по признаку уподобления.

По степени уподобления выделяют полную и частичную ассимиляцию. Полная ассимиляция - абсолютное уподобление взаимодействующих звуков: сжечь [жэч’], бесшумный [б’и е шумный], летчик [л’оч’ик]. При неполной ассимиляции различия между звуками сохраняется: поход ка, двер ь, сданн ый.

По направлению уподобления выделяют регрессивную и прогрессивную ассимиляции. Сравним: сбросить - зброс’ит, походка - п˄хоткъ и Ванька - Ван’к’ь (в говорах русского языка), англ. pen - pens (s→z под воздействие звонкого n). Прогрессивная ассимиляция редка.

По месту уподобления звуков выделяют контактную и дистактную, или дистантную ассимиляции. Если взаимодействуют смежные звуки - ассимиляция контактная: трафкъ, лоткъ, з’в’ер’. При дистантной ассимиляции уподобляются звуки, разделенные другими: ч’и(е)ч’ас, роб’онък, лъбъл˄тор’иjь . Как видим, этот вид ассимиляции свойствен только диалектной речи.

По признаку уподобления: твердость / мягкость, глухость / звонкость, огубление.

Полная характеристика ассимиляции: зброс’ит - частичная, регрессивная, контактная, по звонкости; п˄хоткъ - частичная, регрессивная, контактная, по глухости; роб’онък - полная, регрессивная, дистантная, по способу образования.

Диссимиляция (лат. dissimilatio - расподобление) - процесс, обратный ассимиляции, расподобление одного или более одинаковых или подобных звуков в пределах слова, утрата ими общих фонетических признаков. Диссимиляция возможна между гласными и согласными и направлена на облегчение произношения. По месту взаимодействия звуков может быть контактной и дистантной: бонба, транвай, секлетарь, пролубь, колидор, дилектор. Закрепились в литературном языке диссимилятивные формы верблюд и февраль из велблюд, феврарь. По направлению выделяют регрессивную (колидор ) и прогрессивную (пролубь ) диссимиляции.

В ряде случаев ассимиляции и диссимиляция могут происходить одновременно: мягкий - м’ах’к’ий, где гк → кк в результате полной регрессивной ассимиляции по глухости и мягкости, а также регрессивной диссимиляции по способу образования - кк → хк.

На основе ассимилятивных и диссимилятивных процессов могут возникать диэреза, эпентеза, метатеза, протеза, гаплология и др. явления.

Диэреза , или выкидка (греч. διαίρεσις - разделенность) - выпадение звука в сложном сочетании звуков на ассимилятивной основе: поездка, здравствуй, лестница - п˄jэскъ, здрастуй, л’эс’н’ицъ.

Эпентеза , или вставка (греч. έπνθέσις - вставка) - вставка звука на месте непосредственного соседства двух гласных (зияния), которая чаще возникает на диссимилятивной основе:

  • вставляется звук j: Индия - ин’д’иjь, бульон - бул’jон, гильотина - г’ил’jэт’инъ, театр - т’и(е)jатр, шпион - шп’иjон;
  • вставляется звук в: Родион - ръд’ивон, радио - рад’ивъ, какао - к˄кавъ;
  • вставляются звуки т, д: срам - страм, нрав - ндраф, встреча - фстр’еч’ъ (ср. Сретенка, сретение). Исторически закрепились в языке эпентезы в словах типа корабль, плевать (л эпентетикум).

Протеза (греч. πρόσθεις - прибавление, приставление), или надставка - приставление звука к началу слова. Часто рассматривается как разновидность эпентез: восемь (ср. осьмушка, осьминог ), восходящее к индоевропейскому *okto, вострый (ср. навострить лыжи; Взял он саблю, взял он востру и зарезал сам себя ), гусеница (усеница), ишла, jэто .

Метатеза (греч. μετάθεασις - перестановка) - перестановка звуков, происходящая на ассимилятивной и диссимилятивной основах. В основном характерна для

  • заимствованных слов (футляр - Futteral, тарелка - Teller, Фрол - flor, невроз, но нервный - neuron ), Cеливерст, Селиверстов - Сильвестр (от лат. silvester - лесной);
  • детской речи (самолетик - масолетик ) и
  • территориальных диалектов (ларек - ралек, медведь - ведмедь, Таджикистан - Таждикистан ).

Гаплология (греч. άπλόος - простой, истинный) - выпадение вследствие диссимиляции одного из двух непосредственно следующих друг за другом одинаковых или сходных слогов: радодушие - радушие, знаменоносец - знаменосец, минералология - минералогия, коричневоватый - коричневатый.

Слог

Членение речевого потока на слоги характерно для всех языков мира. Слог везде выступает как минимальная произносительная (артикуляционная) единица речи. Слог - это такой минимальный отрезок речи, который характеризуется артикуляционной спаянностью входящих в него звуков и имеет единственную вершину звучности.

Слог может состоять 1) из одного звука, 2) из нескольких звуков, соседствующих в речевой цепи и объединенных с точки зрения произнесения в неделимое целое: про-хо-дить, па-ро-ход . С точки зрения 1) артикуляционной это волна мускульного напряжения речевых органов, с 2) акустической - нарастание и спад звучания, волна сонорности. Слог имеет вершину, или ядро, по терминологии Н.С. Трубецкого, - слогоноситель - звук самой сильной звучности (по о о к) - и периферию, на которой, как правило, располагаются согласные звуки: п о-р о-ш ок.

Возможны слоги, не содержащие гласного звука. В таких слогах ядро составляют сонорные согласные звуки, способные выполнять специфическую функцию - образовывать слоги. Сонорные - это согласные звуки, которые образуются при помощи голоса и незначительного участия шума: м, н, р, л и их мягкие варианты. Они называются слогообразующими , или слоговыми сонантами (от лат. sonans - звучащий). В русском языке такие слоги характерны для беглой разговорной речи: хол одно, им енно, антон овка .

В ряде языков слогообразущие сонанты являются нормой, а не только связаны с каким-то определенным стилем речи: чешское pr st , Br no, vr ba, vl k , сербохорватское р т (мыс). (Ударение падает на слогообразующий звук, ср.: Br no - Брно ). Слог может содержать и два гласных звука и даже три: немецкое Mau s, вьетнамское ngoai . В таких случаях в ядро включают ударный гласный, а другие - в периферию. Периферийные гласные называют неслоговыми .

В качестве слогообразующих элементов могут выступать дифтонги (διφθόγγον - двоезвучие) - сочетание двух гласных, произносимых как один слог, и трифтонги, которые иногда объединяются в одно понятие - полифтонг . Принято выделять истинные и ложные , или скользящие дифтонги. 1) Истинный дифтонг предполагает такое соединение гласных, в системе которого оба звука являются в одинаковой степени слогообразующими. Такие дифтонги есть, например, в латышском языке: Vai ši vieta ir brita ? (Это место свободно?). Однако в подавляющем большинстве языков в дифтонгах выделяется в качестве слогообразующего один звук, а другой только дополняет его; другие гласные называются в этом случае полугласными, или глайдами . Это и есть 2) ложные дифтонги.

Примеры трифтонгов можно обнаружить в английском языке: desire (желание), flower (цветок), lower (низший). В современном русском литературном языке дифтонгов и трифтонгов нет.

Помимо дифтонгов выделяются дифтонгоиды . Это гласные с неоднородным звучанием, начинающиеся или заканчивающиеся кратким призвуком другого гласного, обычно близкого по артикуляции (например, в долганском языке; полагают также, что русское [о] имеет в начале [у]-образный призвук): воля .

Во многих африканских языках (ламба, эфик, ибо, зулу), в ганацких говорах чешского языка в качестве слогообразующих выступают группы «гласный + согласный», последний, как правило, носовой м или плавные р, л .

Следовательно, можно выделить несколько типов слогоносителей : гласные звуки; дифтонги, трифтонги (многофонемная группа гласных); сонанты; группа «гласный + согласный». В русском языке вершина звучности представлена только гласной.

Количество слогов в отрезке звукового потока на основании такого определения установить легко - по количеству слогообразующих звуков. Сложнее обстоит дело с выделением границы слога. Затруднений не возникает, если два гласных следуют друг за другом или разделены единственным согласным: па-ук, во-о-чи-ю, на-у-гад, ко-ло-сок. Но если в слове имеется стечение согласных, то выделение слоговой границы не так очевидно: а-кус-ти-ка или а-ку- сти-ка, о-стров или ос-тров? А в словах типа мхи, лжет один слог, но две вершины (пика) звучности, потому что слог содержит и сонант, и гласный.

К сожалению, проблема не имеет однозначного решения. Из акустических описаний слога наиболее широко распространена в российском языковедении теория Рубена Ивановича Аванесова (1902-1982), восходящая к идеям датского лингвиста Отто Есперсена. По Р.И. Аванесову, при стечении согласных между гласными слогораздел зависит от соотношений сонорности звуков в этом стечении. Если первый согласный более сонорный, чем следующий, то он отходит к предшествующему слогу: пуль-ка, та-рел-ка, бан-ка, тол-стый , вой-на . Если же первый согласный в стечении менее сонорный или все звуки в стечении равны по сонорности, то стечение согласных целиком отходит к последующему слогу: пу-шка, о-стров, па-чкать .

Слогоделение во многом зависит от морфемной (смысловой) членимости слова: гор-к а, мерк-н ет, спеш-к а, вкус-н о. Вместе с тем, конечно, есть масса случаев несовпадения морфемного и слогового членения, что связано и с типологической спецификой каждого языка. В русском, флективном, языке, нет четких границ между морфемами, как, например, в агглютинативных языках. И это отчасти обусловливает характер слогоделения: го-ло-ва, зо-ло-той .

Каждый язык имеет свои типичные модели слога, в которых фиксируются специфические для этого языка характеристики слога. Они определяются сочетанием согласных и гласных внутри слога. Так, в арабском допустимы лишь слоги типа «согласный + гласный» или «согласный + гласный + согласный», в финском языке не может быть группы согласных в начале слога. Исключение составляют слоги в заимствованных словах новейшего времени. Напротив, в армянском языке сочетание Мкртчян вполне нормативно.

Связь слога с членением на морфемы.

  1. Слог может быть не связан с членением на морфемы (с выделением значимых частей слова), и потому при образовании грамматических форм слова границы слога могут быть подвижными: дом , но до-ма, до-му . Это характерно и для ряда служебных слов: от окна /а-та-кна/, под окном /па-да-кном/.
  2. Существуют языки, в которых слог является устойчивым звуковым образованием, он не изменяет в потоке речи своих границ и состава. Это, например, большинство языков Китая и Юго-Восточной Азии, в том числе китайский, бирманский, вьетнамский языки. Такие языки называются языками слогового строя. Слог обычно представляет одну морфему. То есть границы морфем и слогов совпадают. Поэтому минимальная фонологическая единица таких языков не звук, а слог, силлабема (греч. συλλαβή - повязка, завязка, слог). Если при этом учитывается возможность чередования звуков внутри слога, то в качестве единиц могут выступать инициаль (начальный согласный слога, участвующий в чередовании) или финаль (остальная часть слога как единое целое).

Типы слогов.

1. Слоги прикрытые и неприкрытые выделяются по характеру начального звука слога. Прикрытые начинаются неслогообразующим звуком: я, юг, сам, сто, кран, дни, шью . Неприкрытые слоги начинаются слогообразующим звуком: ак-ва-ри-ум, от-нес-ти, ад, ус, иск, он .

2. Слоги открытые и закрытые выделяются по характеру конечного звука слога. Открытый слог заканчивается слогообразующим звуком (не обязательно гласным!): сме-на, ja-ма, ja-ша, vr-ba, Br-no, ко-рова, стра-на, гли-на. Закрытый слог заканчивается неслогообразующим звуком: иг-рай, петь, кус-тик, под-рыв-ник, он, торт, текст, рой . В одних языках используются и открытые, и закрытые слоги: в русском, английском, немецком, французском и др. В ряде языков возможны только открытые слоги: в подавляющем большинстве случаев слоги японского языка.

3. Полуоткрытые (заканчиваются сонорными согласными): сор-няк, крон-штейн. Охарактеризуем слоги в слове дви-же-ни-йе .

4. Слоги долгие и краткие. Долгие слоги содержат либо долгий гласный, либо краткий гласный перед группой из двух или более согласных. Краткие слоги содержат краткий гласный не перед группой согласных. Такие слоги характерны для древнегреческого и латыни, существенно разграничение этих типов слогов и для арабского языка: Σε-λή-νη (Селена, дочь Феба, богиня луны), σεί ω (1) трясти, потрясывать, качать, 2) волновать, приводить в смятение); a-dōr-no (готовить, устраивать, подготовлять и др.), a-dū-lā-bi-lis (доступный лести, а также льстивый, вкрадчивый).

С позиций любой слоговой теории в русском языке преобладают прикрытые открытые слоги. Это одно из следствий действовавшего в древнерусском языке до XII-XIII вв. закона открытого слога: слог строился по правилу восходящей звучности и всегда оканчивался гласным (типа ко-ро-ва, дви-же-ни-йе ).

Слог относится к линейным , или сегментным единицам, к которым причисляют также слово, словосочетание, синтагму, фразу, сверхфразовое единство, текст. Это такие единицы, которые представлены реальными отрезками (сегментами) речи определенной протяженности. Кроме них выделяются суперсегментные (супрасегментные ) единицы. Они наслаиваются на линейную цепочку единиц, реализуются только одновременно с сегментными единицами, на их субстанции. Такие единицы называются просодическими (греч. προσωδια - припев, ударение). В некоторых теоретических построениях они называются просодемами и супрасегментными фонемами .

К просодическим элементам относятся

  • ударение, слоговое и словесное,
  • речевая мелодия, или мелодика,
  • временные и тембровые характеристики речи (темп, изменение интенсивности (силы) звучания и произнесения фрагментов речи, паузы, тембр),
  • ритм,
  • в тональных языках выделяется особая единица - словесные тоны. В последнем случае термин просодия часто употребляется синонимично термину интонация.

В связи со спецификой объекта и проблематики исследования выделяют акцентологию как раздел языковедения, исследующий ударение (и слоговой акцент, если он выделяется) и просодику в узком смысле (или интонологию ) - как исследование фразовой интонации

Словесное ударение (акцент), его функции и типы .

Ударение - выделение в речи той или иной единицы в последовательности однородных единиц с помощью фонетических средств. Различают словесное, синтагматическое (тактовое) и фразовое ударение в зависимости оттого, с какой сегментной единицей соотносится ударение.

Сравним изолированное произношение слогов и идентичных им в звуковом отношении слогов в составе слова: ка-ран-даш и ка (название буквы), ран (р.п. мн. ч. от рана ) и форма 2 лица ед. числа буд. вр. глагола дашь . Слог, сохраняющий артикуляцию, сходную с его изолированным произношением, оказывается выделенным на фоне соседних. Такое ударение называется словесным ударением .

В разных языках ударный слог по-разному отличается от безударных:

  • характерной интонацией (при музыкальном, или тоновом ударении),
  • большей силой (при силовом, динамическом, или экспираторном ударении),
  • большей длительностью (при долготном, количественном, или квантитативном ударении),
  • а также может характеризоваться различной комбинацией перечисленных признаков.

Ударный слог или группа слогов, объединенных вокруг ударного, называется фонетическим, или акцентным словом.

От словоформы оно может отличаться,

  • во-первых, по объему, так как словоформы, не имеющие собственного ударения, могут примыкать к имеющим ударениям спереди или сзади (проклитики или энклитики): А в том городе они и жили - 7 словоформ, но 3 фонетических слова.
  • Во-вторых, фонетическое слово - это только звуковая оболочка, которая не фиксирует образование какого-то нового значения.

Совокупность форм слова с учетом места ударения в них называется акцентной парадигмой , которая может быть подвижной (голова , го ловы, головы , голово й ) и неподвижной (коро ва, коро вы, коро в ).

Если сравнивать в потоке речи не слоги, а целые фонетические слова, то окажется, что они звучат неодинаково: отдельные слова мы выделяем на фоне других: Давайте читать, давайте читать роман . Такое выделение слова на фоне соседних называется тактовым ударением , а слово, несущее тактовое ударение, или группа слов, - речевым тактом .

Вчера / над нашим островом / бушевал / страшный ураган.

В речевом потоке есть такие моменты, которые сигнализируют слушающему о том, что говорящий закончил свою мысль. Чаще всего это специфическая интонация. Отрезок речевого потока характеризующийся интонационной законченностью, называется фразой . Фраза может состоять из одного или нескольких тактов, которые не одинаково выделяются ударением в потоке речи: Из весенней земли // начали появляться // первые травы . Наиболее выделяющееся тактовое ударение во фразе называется фразовым ударением: // первые травы //. Фраза может иметь несколько фразовых ударений. В некоторых языках фразовое ударение очень важно. Считают, что, например, во французском языке это единственный тип ударения.

Для практического усвоения интонации другого языка необходимо знать образцы типичных интонаций - так называемые интонационные схемы, контуры, конструкции.

Лингвисты выделяют такое понятие, как слоги. Изучающим язык нужно уметь правильно определять их границы в словах и различать их по видам. Рассмотрим самые основные виды слогов, а также правила деления.

Слоги - что это такое?

Существуют разные подходы к определению этого понятия. С точки зрения фонетики, слог - это один звук или группа звуков, сопровождаемая выдыхательным толчком. В слове всегда ровно столько слогов, сколько в нем гласных. Можно сказать, что слог - это минимальная произносительная единица.

Слоговым (или слогообразующим звуком) является гласный. Согласный, соотвественно, считается неслоговым.

Виды слогов

Слоги также классифицируют на открытые и закрытые. Закрытые слоги оканчиваются на согласную, а открытые - на гласную. В русском языке отмечена тенденция к открытости слога.

Также если слог начинается с гласного звука, он является неприкрытым, а если с согласного - то прикрытым.

Выделяют еще слоги по акустическому строению:

  • восходящие, где от менее звучного (глухого согласного) идет и/или сонорный согласный, и/или гласный (па-па).
  • нисходящие, где, в отличие от восходящего, слог начинается от гласного, а затем идут уже сонорные согласные и/или глухие (ум).
  • восходяще-нисходящий, где получается подобие "горки", в которой сначала идут согласные по степени сонорности, затем вершина - гласный звук, и затем - "спуск" вниз, начиная с наиболее сонорных согласных (пинг-понг).
  • ровные слоги - одна гласная, то есть неприкрытые и открытые слоги являются ровными и состоят из одного только гласного (а).

Ударные и безударные слоги

Ударный слог - это слог, на гласную которого падает ударение, то есть гласная стоит в сильной позиции. На безударные слоги ударение не падает.

А безударные слоги, в свою очередь, делятся на два типа по отношению к ударному слогу: заударные и предударные. Нетрудно догадаться, что предударные стоят перед ударным слогом, заударные, соответственно, - после. Их также делят на предударные/заударные слоги разного порядка по отношению к ударному. Первый предударный или заударный находится ближе всего к ударяемому, второй по порядку стоит за первым заударным и предударным, и так далее.

Возьмем к примеру слово че-ре-до-ва-ни-е, где все слоги, стоит заметить, являются открытыми. Ударным будет четвертый слог -ва-, первым предударным - слог -до-, вторым - -ре-, третьим - че-. А вот первым заударным будет -ни-, вторым - -е.

Как делить слово по слогам?

Все слова можно поделить на слоги. В разных языках деление может происходить по-разному. Но как проходит деление в русском языке? Какие есть нюансы правила?

В целом, деление проходит по общим принципам:

  • Сколько гласных, столько и слогов. Если в слове есть один гласный звук, то это один слог, так как гласные являются слогообразующими. Например, это слова: кот, кит, тот, ток, которые состоят из одного слога.
  • Слогом может являться только гласный звук. Например, по слогам слово "этот" делится как э-тот.
  • Открытые слоги оканчиваются гласными, закрытые - согласными. Примеры открытости: мо-ло-ко, де-ле-ни-е, ко-ро-ва. Закрытые слоги встречаются, как правило, на конце слова или на стыке согласных (ком-пот, крот, дать). В русском языке, как уже говорилось, имеется тенденция к открытости слога.
  • Если в слове есть буква "й", то она отходит к предшествующему слогу. Например, мой-ка.
  • На стыке двух гласных происходит деление посередине, потому что двух гласных в одном слоге быть не может. В таком случае получается, что первый слог является открытым, а второй - неприкрытым (ха-ос).
  • Все сонорные (м, н, л, р) на стыке согласных перед глухими обычно "прилипают" к предшествующим им звукам, образуя слог.

Теории слогоделения

Тем не менее нет четких рамок того, что именно является слогом и где проходят его границы. Главное - наличие гласного, а вот определение границ может происходить по-разному. Существует несколько основных теории слогоделения.

  • Сонорная теория, в основе которой лежит принцип волны сонорности слога. Разработал ее ученый из Дании Отто Есперсен, а для русского языка продолжил идею Р. И. Аванесов. Он выделял четыре степени звучности, начиная с более сонорных и заканчивая несонорными. На вершине стоят гласные, затем по второй степени идут сонорные, третья степень - звонкие шумные, а на четвертом месте - полностью глухие согласные. То есть слог - это сочетание гласного с менее вплоть до несонорных.
  • Экспираторная теория (выдыхательная) подразумевает то, что слог - это один выдыхательный толчок. Сколько толчков, столько и слогов. Однако минус этой теории заключается в неопределенности границы слога на стыке согласных. В этой теории можно использовать свечку, чтобы понять, сколько слогов (воздушных толчков) в слове.
  • Теория "мускульного напряжения" несет в себе идею, что в слоге сочетаются уровни максимального и минимального мускульного напряжения (т. е. напряжния органов речи). Границей слога будут звуки минимального мускульного напряжения.

Теперь, когда вы знаете правила деления слов на слоги, у вас не возникнет проблем с переносом слов.

Слог. Греческий философ Платон (IV в. до н.э.) говорил: «Смешным, думается мне, Гермоген, может показаться, что вещи становятся ясными, если изображать их посредством букв и слогов; однако это неизбежно так».

Слог – фонетико-фонологическая единица, занимающая промежуточное положение между звуком и речевым тактом. Выделяется несколько признаков слога как фонетической единицы. С точки зрения речедвигательного управления слог есть минимальная цепочка звуков. Слог представляет собой кратчайшую артикуляторную

еди­ницу, объединяющую в своей структуре гласный (или иной звук) в качестве вершины и один или несколько маргинальных согласных.

Членение речевого потока на слоги наблюдается во всех языках мира. Слог везде выступает как м и н и м а л ь н а я п р о и з н о с и т е л ь н а я (а р т и к у л я ц и о н н а я) е д и н и ц а р е ч и. Он может состоять либо из одного звука, либо из нескольких звуков, соседствующих в речевой цепи и определенным образом объединенных в некое неделимое (с произносительной точки зрения) целое.

В языках нефонемного строя (например, в китайском) слог обладает конститутивной функцией, а наряду с ней (подобно фо­неме) функциями дифференцирующей и идентифицирующей, выступая в качестве минимального экспонента морфемы или слова. Здесь в принципе линейные границы слога

(силлабофонемы, или силлабемы) и морфемы / слова совпадают. Морфемные швы внутри слога невозможны. Нужно заметить, что почти все простые, т.е. одноморфемные, слова в китайском языке одно­сложны. Многосложные слова, как правило, многоморфемны. Это в подавляющем своём большинстве сложные слова. Тем са­мым китайский слог часто является экспонентом морфемы и, од­новременно, простого слова.

Слог строится в таких языках по канонической модели: на­чально-слоговой согласный (инициаль) + конечная часть слога (финаль, или рифма). В состав финали могут входить: неслого­вой гласный (медиаль) + слогообразующий гласный (централь) + завершающий консонантный элемент (терминаль). Инициаль, а также какой-либо из элементов финали могут отсутствовать (являться нулевыми).

Примеры из китайского языка: shuang 1 "иней", chang 4 "петь", guo "страна, государство", en 1 "милость", е 4 "голодный" (цифра обозначают номер тона). Классификация сло­гов обычно строится в виде таблицы, где по вертикали указы­ваются инициали, а по горизонтали финали. При этом неизбеж­ны пустые клетки.

Список слогов в языках нефонемного строя конечен. Так, в китайском языке при 22 финалях и 36 финалях теоретически воз­можное число слогов равно 792. Реально же насчитывается по­рядка 414 слогов. Допуская, что каждый из них в принципе мо­жет быть тонирован, т.е. быть физическим носителем просодемы одного из 4 дифференциальных тонов (таково их число в пекин­ском диалекте, на который опирается произношение китайского национального языка - путунхуа), число различимых слогов равняется 1324 единицам.

В языках неслогового строя слог фонологически не нагру­жен. Его границы могут совпадать, а могут и не совпадать с гра­ницами морфемы (морфа). Морфема может быть односложной (|стол|) и многосложной (|ло|шад|ка|). Её длина может быть мень­шей, чем длина слога (|тра|в-а|, |в-ста-ть|).

Таким образом, в неслоговых языках морфемная граница может проходить внутри слога и слоговая граница внутри мор­фемы. В рамках одного слога могут реализоваться несколько морфем (|ш-л-а|) или даа слова (|в_дом|). При словоизменении слоговые границы могут перемещаться (|тра[ва| ~ |трав|), откры­тый слог может чередоваться с закрытым. Возможны многочлен­ные сочетания согласных в начале и/или в конце слов (и слогов): всплеск, Заволжск. Ничего подобного не наблюдается в языках слогового строя. Поэтому количество возможных слогов в фо­немных языках трудно подсчитать.

Тем не менее, и по отношению к слогу неслоговых языков можно подходить не только с узко фонетической, но и с фоно­логической точки зрения. Фонологический подход к слогу осно­ван на учёте существующих в данном языке правил сочетаемо­сти фонем и определённого порядка их следования в абсолют­ном начале и абсолютном конце в пределах одного слога. Может быть построена идеальная модель фонологического сло­га для данного фонемного языка, с которой потом соотносятся реально встречающиеся в этом языке сочетания фонем. По Л.В. Бондарко, идеальная модель русского фонологического слога может быть представлена как FFESVSFEF (где V обозна­чает слогообразующую гласную фонему, F - щелевую фонему, Е - смычно-взрывную фонему, S - сонант). Наблюдающиеся случаи либо полностью соответствуют идеальной модели, либо не полностью её реализуют.

Слог как единица фонетическая (независимо от его фоноло­гического статуса) привлекает особое внимание лингвистов по­тому, что многие звуковые изменения происходят в границах слога и на стыках слогов и что, прежде всего слог (или цепочка слогов) является физическим носителем просодических характе­ристик.

С точки зрения фонетической, исходя из наличия или отсут­ствия согласного перед гласным и после гласного, различают слоги закрытые (|слог|, |рост|) и открытые (|но|, |зло|), прикрытые (|сон|, |сто|) и неприкрытые (|он|). Различают также слоги краткие и долгие, ударные и безударные.

Общая фонетика и исследования расстройств речи свиде­тельствуют о том, что глубинной артикуляционной единицей яв­ляется слог типа CV. Следующий за вершиной слога согласный менее тесно связан с гласным, чем предшествующий согласный (или группа согласных).

Фонетическую природу слога исследователи пытаются объ­яснить либо на основе акустических теорий, в соответствии с ко­торыми в слоге происходит нарастание и спад громкости (или звучности), либо на основе артикуляторных теорий, сводящих образование слога к дыхательному толчку или же к нарастанию и спаду мускульного напряжения.

Психологически легче членить речевой поток не на звуки, а на слоги. Слоги - наименьшая произносительная единица, неразложимое единство. Это определение обосновано данными экспериментальной фонетики и находит подтверждение с точки зрения медицины (например, в случаях афазии).

Практическое членение речевого потока на слоги не вызывает споров, однако определение слога и его природы представляет трудности.

Теория слога

Современному языкознанию известно несколько теорий, с различных точек зрения определяющих природу слога.

Э к с п и р а т о р н а я т е о р и я определяет слог как сочетание звуков, произносимое одним выдыхательным толчком, причем каждый выдыхательный толчок приводит к образованию слога. Действительно, выдыхаемая струя воздуха является основой возникновения слога, поскольку она приводит в колебание голосовые связки. Однако совпадение границ слога и выдыхательных толчков происходит далеко не всегда, например, борода, языкознание, человеческий и др. За один фонационный период произносится обычно целый ряд слогов, слогообразование достигается пульсирующим сужением и расширением протока для струи воздуха.

Экспираторная теория основывается лишь на одном факторе слогообразования и поэтому не может истолковать явление слогообразования во всей его сложности.

В основе с о н о р н о й т е о р и и лежит акустический критерий слогообразования. Сонорность – это степень звучности. Слог понимается сторонниками сонорной теории как сочетание более сонорного (звучного) элемента с менее сонорным. Языковед Есперсен, разрабатывавший сонорную теорию, доказал, что в языке существует относительная сонорность всех звуков. Наименьшей сонорностью обладают глухие шумные согласные, наибольшей сонорностью – гласные звуки. Следовательно, слогообразующим мог бы выступать любой звук.

В действительности сонорность свойственна только гласным и сонантам. Звонким шумным свойственна не сонорность, а «вокальность», т.е. преобладание голоса, тогда как при сонорности речь идет уже только о наличии голоса. Примесь голоса в звонких шумных столь велика, что они не обладают способностью слогообразования. Сонорная теория, основываясь на антропофонических исследованиях всех звуков, подходила к выделению слога только акустически.

Сонорная теория слога имела в науке прошлого большой успех. Некоторые языковеды считали, что можно соединить существующие теории слога, взять кое-что из экспираторной теории и, основываясь на сонорной теории, объяснить природу слога в большинстве языков.

Позже была выдвинута третья теория объяснения природы слога – т е о р и я м у с к у л ь н о г о н а п р я ж е н и я (Щерба, Фуше, Граммон). Слог, говорили сторонники этой теории, произносится с единым мускульным напряжением, и вся наша речь представляет собой цепь напряжений, цепь импульсов. Каждый импульс характеризуется тремя фазами (усилие, вершина и ослабление), которые связывают с усилением и ослаблением звучности. Характер слога может быть изображен схематически как «дуга мышечного напряжения». При этом, казалось бы, можно легко находить границы слогов, легко объяснять структурные особенности слогов, характерные для того или иного языка.

У каждой из теорий слога есть свои слабые места. Сегодня может быть принято следующее объяснение произносительной общности элементов слога: слог является итогом исполнения единой управляющей артикуляционной программы. И гласный, и согласные являются лишь частями слога как более крупного зву­кового образования. Опознание соседних элементов слога как тех или иных фонем происходит в значительной мере за счёт инфор­мации о фонетических свойствах предшествующих и последую­щих сегментов.

Принципы слогоделения

В языкознании существует точка зрения, согласно которой слог как реальная единица речевого потока характеризуется усилением и спадом тона, или звучности, достигаемыми благодаря сочетанию наиболее тоновых звуков с наименее тоновыми или с шумными. Граница слога проходит в местах спада тона.

Слог состоит из фонем, часть которых выступает как носитель смыслоразличительных признаков, как ядро, как слогообразующий элемент слога, или (по терминологии Н.С. Трубецкого) является слогоносителем. Слогоносителями в зависимости от языка могут быть: 1) гласный; 2) дифтонг, трифтонг; 3) согласный; 4) многофонемная группа «гласный + согласный».

«Нет ни одного языка, в котором гласные не функционировали бы в качестве слогоносителей. В большинстве языков мира гласные являются единственно возможными носителями слога».

Среди согласных слогоносителями могут быть только сонанты, т.е. фонемы r, l и носовые. Так, для древних индоевропейских языков зафиксировано наличие слогообразующих l и r, а также гипотетических m и n.

Сонанты могут выступать как слогоносители или как неслогообразующие согласные в зависимости от звукового окружения, т.е. могут функционировать в системе фонем в двух вариантах. Например, в санскрите r и l выступают как слогоносители в положении после согласных (pitrn «отцов», krta «сделанный»), тогда как во всех других окружениях они являются неслогообразующими (pitar «отец», kar «делать»).

Типы слогоносителей различным образом реализуются в различных языках в зависимости от законов фонологической системы языка.

Нет достаточно убедительных теорий, объясняющих меха­низм слогоделения. Опора на ту или иную совокупность правил не всегда надёжна из-за неполной подкреплённости этих правил результатами экспериментально-фонетических исследований. Интуиция носителя языка не всегда убедительна и верна. По­этому предстоит исследовать более основательно механизмы речеобразования, чтобы найти вместе с ответом, что объединяет звуки в один слог, также ответ, что отграничивает один слог от другого.

Структура слога

В каждом языке слоги дифференцируются по структуре и по выделению их различными способами в рамках слова.

С точки зрения структуры слог называется открытым, если он оканчивается на слогообразующий элемент (обычно на гласный) или закрытым, если он оканчивается на неслогообразующий элемент (обычно на согласный). «При этом слоги, кончающиеся сонорными согласными, можно называть полуоткрытыми (это важно для понимания слогораздела); неприкрытыми (начинающиеся гласной) и прикрытыми (начинающиеся согласной)». Например, в слове ру-ка два открытых (и прикрытых) слога (тип слога CV= ), в слове ход закрытый слог (тип CVC).

Структурные особенности слогов турецкого языка объясняют протекание такого характерного для турецкого языка явления, как палатализация согласных.

В каждом языке имеется свой набор структурных типов слогов как закрытых, так и открытых. Для некоторых языков характерно наличие нескольких согласных в начале слога, например в языке пушту могут встречаться три согласных звука в начале (слог типа CCCV). В других языках стечения согласных в начале слога избегают, например, в персидском, арабском, а также в китайском.

Своеобразны структурные типы слогов в тональных языках. Слог в них может состоять из одного, двух трех или четырех элементов. Например, в китайском языке слог может содержать один или два элемента (такие слоги составляют четверть всего слогового состава китайского языка) и даже три или четыре элемента (большинство слогов китайского языка).

В характерном для китайского языка структурном типе слогов первым звуком является согласный, вторым – неслогообразующий узкий гласный, третьим - слогообразующий гласный и четвертым – неслогообразующий гласный или конечный сонант (который в китайском языке выступает в роли второго элемента дифтонга). Во вьетнамском языке, как и в некоторых диалектах китайского языка (например, в кантонском), четвертый элемент слога выступает согласный.

Чаще всего вершину, или я д р о, слога образует тот или иной гласный звук, а на п е р и ф е р и и слога располагаются согласные. Ср. пря-ник (дефисом обозначен слогораздел), до-мик, ра-злу-чить. Нередко слог состоит из одного гласного (т.е. периферия оказывается нулевой). Вместе с тем возможны слоги, вообще не содержащие гласного звука. В русском языке такие слоги сплошь да рядом встречаются в беглом разговорном стиле произношения, например в словах полочка (если его произносит без второго гласного). В этих слогах ядро составляют слогообразующие или слоговые сонанты. Реже встречаются слогообразущие шумные, например [s] в русском междометии тсс! Есть языки, в которых слогообразующие сонанты – нормальное явление в любых разрядах слов и в любом стиле произношения. Так, в чешском есть слоговое [r], например, в prst ‘палец’, в двусложных (с ударением на первом слоге) vrba ‘верба’, Brno ‘город Брно’, слоговое [l] в vlk ‘волк’; в сербохорватском слоговое [r] в рт ‘мыс’.

С другой стороны, слог может содержать в себе два гласных, как в нем. Maus ‘мышь’, и даже три, как во вьетнамском ngoai ‘снаружи’. В этих случаях один из гласных (в нашем примере [a]) составляет ядро слога, а другой или другие – его периферию. «Периферийные» гласные называют неслоговыми: [u], [i] и т.д.

Как видим, наличие противопоставления «гласные: согласные» еще не дает ключа к пониманию природы слога. Если мы, однако, учтем и некоторые другие противопоставления, все звуки выстроятся у нас в следующий ряд (шкалу звучности, или сонорности): широкие – средние – узкие гласные – сонанты – звонкие щелевые – звонкие смычные – глухие щелевые и смычные. От начала этой шкалы к ее концу постепенно уменьшается типичность, а затем и сама возможность использования звуков в качестве ядра слога и постепенно возрастает типичность их использования в качестве периферии.

Изложенное положение дел послужило базой с о н о р н о й т е о р и и с л о г а, по которой в слоге звук относительно большей сонорности составляет ядро, а звуки меньшей сонорности – периферию. Эта теория широко распространена, но она не решает вопроса о месте слогораздела, а также не может объяснить таких, например, случаев, как мхи, Мга, лжет, рдеть (в каждом из этих слов один слог, но два «пика звучности» - на начальном сонанте и на гласном).

Другая теория слога – т е о р и я м у с к у л ь н о г о н а п р я ж е н и я – в отечественном языкознании наиболее полно была развита Л.В. Щербой. Известно, что общее мускульное напряжение речевого аппарата («разлитая напряженность») характеризует гласные в отличие от согласных, а среди согласных свойственна сонантам в большей мере, чем шумным. Вместе с тем степень мускульного напряжения может существенно изменяться в пределах произнесения одного звука и, в частности, в пределах согласного, с чем и связано более тесное примыкание согласных и групп согласных либо к последующему, либо к предшествующему гласному. В свете теории Щербы слог рассматривается как отрезок звучания, произносимый одним импульсом мускульного напряжения произносительного аппарата. Именно единством импульса и объясняется неделимость слога с произносительной точки зрения.

Итак, слоговая структура речи основана на своего рода пульсации, на сменяющих друг друга моментах нарастания и спада мускульного напряжения, причем чаще всего параллельно происходят также нарастание и спад звучности. Тем самым слог несет очень важную функцию, связанную с организацией звуковой материи языка. Подчеркнем, что каждый язык имеет свои типичные м о д е л и с л о г а и характерные ограничения на употребление тех или иных звуков в определенных позициях в слоге. Так, во многих языках, например в финском (кроме заимствований новейшего времени), слог никогда не начинается группой согласных.

В языках типа русского, английского или французского слоговые границы в слове: 1) не связаны с его смысловым членением на морфемы; и 2) являются подвижными при образовании грамматических форм. Ср. дом, но дома, дому и т.д. - /m / отошло к следующему слогу, корень слова оказался «разорванным» между двумя слогами, а в рамках второго слога оказались соединенными окончание и часть корня. Даже служебные слова, в частности предлоги, ведут себя в рамках сочетания со знаменательным словом точно так же, как морфемы внутри слова: от окна произносится /a-ta-kn`a /. Знаменательные слова в русском тексте несколько чаще (но также не всегда) отделяются друг от друга слоговыми границами. Во французском языке слогоразделы не связаны даже с границами между самостоятельными знаменательными словами, ср. notre aventure / no-tra-va:-t`y:r/ ‘наше приключение’, tout est encore l`a /tu-te-ta:-kor-l`a/ ‘все находится еще там’.

Есть, однако, языки, в которых слог является устойчивым звуковым образованием, не изменяющим в потоке речи ни своего состава, ни своих границ. Такие языки – китайский, бирманский, вьетнамский и некоторые другие – называют слоговыми, или

я з ы к а м и с л о г о в о г о с т р о я. Например, бирм. /lin/ ‘муж’ при присоединении морфемы со значением дат. Падежа - /а/ не «отдает» свой конечный согласный второму слогу, а сохраняет его в рамках первого слога /lin-а/ ‘мужу’ (хотя начальное /n/ в бирманском встречается). В языках такого типа слог обычно выступает в качестве экспонента отдельной морфемы и, во всяком случае, никогда не разбивается «морфемным швом». Поэтому в слоговых языках минимальной фонологической единицей оказывается не фонема, а целый слог - с и л л а б е м а либо – если учитывать возможность чередований в рамках слога – его компоненты, участвующие в чередовании, так называемые и н и ц и`а л ь (начальный согласный слога, например /n /, в приведенном выше вьетнам. ngo`ai ‘снаружи’) и ф и н а л ь (вся остальная часть слога как единое целое, например вьетнам. /uai/ из ngo`ai илибирман. / in/ из /lin/).

При изучении слога и слогоделения важными являются понятия: открытого и закрытого слогов; и долгого и краткого слогов.

О т к р ы т ы м слогом называется такой, который заканчивается слогообразующим звуком (т.е. отсутствует «задняя периферия»), например все слоги в русском ма-ма , чешском vr-ba . З а к р ы т ы м слогом называется такой, который заканчивается неслогообразующим звуком, например мать, дай . Есть языки (английский, французский, немецкий и др.), широко использующие открытые и закрытые слоги, и, с другой стороны, такие языки, в которых возможны только открытые слоги. На определенном этапе своего развития языком открытого слога был общеславянский (праславянский) – общий предок современных славянских языков. Близок к этому типу современный японский язык. В современных славянских языках, в том числе и в русском, открытые слоги используются значительно шире, чем закрытые: интервокальные группы согласных обычно отходят к следующему слогу, например и-зба, а-ктер и т.д. Правильность такого слогоделения подтверждается, в частности, тем фактом, что даже первый согласный интервокальной группы аккомодирует последующему гласному, а не предшествующему (например, в избу, актер имеем огубленные [z] [k]). Только на конце слов широко представлены в русском языке и закрытые слоги.

Слог в тональных языках

До недавнего времени теория слога разрабатывалась в основном на материале западноевропейских и славянских языков. В этих языках фонетическое членение слова на слоги не совпадает с морфологическим членением слова. Например, если слово рука членится с точки зрения фонетической, то в нем два открытых слога и четыре фонемы (ру -ка ). Если к членению слова рука подойти с точки зрения морфологической, то границы членения пойдут уже в другом месте, и мы выделим две морфемы (рук-а ). Здесь мы наблюдаем два возможных подхода к членению слова – фонетическое и морфологическое. Фонетическое членение слова на слоги не совпадает с членением морфологическим. Слоги не связаны с определенным смыслом. Это характерно, например, для языков индоевропейской семьи.

Однако если обратиться к ряду восточных языков (китайскому, тайскому, бирманскому или вьетнамскому), прежде всего к тональным дальневосточным языкам, то там роль слога особая. В европейских языках слова формируются из звуков, и один звук может быть морфемой, тогда как в китайском и подобным ему языках слова формируются из слогов, и дисигнатор морфемы не может быть представлен единицей, меньшей, чем слог. Таким образом, фонетическая единицы (слог) и морфологическая единица (морфема) взаимно соотнесены. Граница слога и морфемы совпадает. Смысловая делимость в этих языках не идет дальше слога, и слог в связи с этим всегда ассоциируется с определенным смыслом. Слог здесь служит звуковой оболочкой морфем. Таким образом, слог в тональных языках является не только важнейшей фонетической, но и словарно - морфологической единицей.

Понятие слога и правила деления слов на слоги до сих пор является спорным. Проблема слога в том, что в естественной речи границы слога неуловимы, они вообще не существуют. Слоги могут появляться в определенных условиях (если нужно что-то сказать отчетливо, при скандировании)

Слог – это потенциальная речевая единица.

Теории слога:

1. Экпираторная (от латинского выдыхание) - появилась в конце 19 века. Создатели – немецкие ученые

В центре внимания дыхание. Слог – это сочетание звуков произносимое одним толчком выдыхаемого воздуха. Эта теория не позволяет: а) определить количество слогов в слове. (сплав – п – смычный взрывной)

б) нельзя определить место слогораздела при стечении согласных внутри слога.

2. Сонорная теория - на материале русского языка ее разработал Рубен Иванович Аванесов, в 20 веке, которую изначально предложил датский лингвист Гесперсен. Подробно разработана Пановым.

В центре не физиологический процесс дыхания, а звучность звуков. Звучность – это соотношение в звуке голоса (тона) и шума. По этому соотношению выделяют 4 группы звуков:

1. Гласные (4)

2. Сонорные согласные (3)

3. Шумные звонкие согласные (2)

4. Шумные глухие согласные (1)

0 – пауза

Каждой группе присваивается индекс звучности.

Звуки разной звучности образующие слово образуют так называемую волну звучности (звуковую волну)

Сонорная теория позволяет:

1. Определить количество слогов в слове: сколько в слове вершин звучности, столько и слогов. Звуки, образующие вершину волны (слога), называются слоговыми.

Слоговыми звуками могут быть:

а) гласные

б) сонорные, но в определенных позициях:

В начале слова перед шумным (ртуть)

В конце слова после шумного (смысл)

В русском языке есть неслоговой гласный [и] неслоговой с индексом 3,5. Ослабленный [j] 3 (май)

2. Выработала правила слогораздела при стечении согласных внутри слова. Используются два принципа:

а) принцип восходящей звучности в пределах слога: от начала слова до его вершины (как правило гласного) звучность должна нарастать или останавливаться на одном уровне.

б) принцип открытого слога: если можно не нарушая принципа восходящий звучности оставить звук открытым, то такой слогораздел правильный.

Сонорная теория не конечна.

В соответствии с двумя принципами в сонорной теории выработаны следующие правила слогораздела при стечении согласных:

а) шумный + шумный (ша/пка)

б) сонорный + сонорный (во/лна)

в) шумный + сонорный (сло/жный) - группы согласных уходят в следующий слог. Это значит, что неконечный первый слог будет открытый.

г) сонорный + шумный (кон/фуз)

д) и неслоговой + шумный (стой/ка)

Закрытыми слогами называют слоги, заканчивающиеся на неслоговой. Открытыми называют слоги, заканчивающиеся на слоговой.

Слог может состоять из одного или нескольких звуков. Один звук в слоге слоговой (или слогообразующий), остальные неслоговые (неслогообразующие). Звуки, образующие вершину волны (слога) называются слоговыми.

Слоговыми звуками могут быть:

Гласные;

Сонорные (НО только в определенных позициях): ртуть – [р т у т’]-

Позиции, в которых сонорные выступают как слогоносители:

В начале слова перед шумным;

Конец слова после шумного; смысл – [с м ы с л]-

В русском языке есть 1 неслоговой гласный – и (3,5)

и -неслоговый – ослабленный [ј ] (3)

май – [м а и -неслоговой]

Типы слогов:

прикрытый слог - начинающийся с согласного

неприкрытый слог – начинающийся с гласного

кон-верт – первый слог прикрытый

и-зба – первый слог неприкрытый

2) закрытый слог – оканчивающийся на согласный (закрытым считается слог, заканчивающийся на неслоговой)

открытый слог – оканчивающийся на гласный (открытым считается слог, заканчивающийся на слоговой)

кон-верт – оба слога закрытые

и-зба – оба слога открытые

Например, физкультура – фи-скул’-ту-ра

фи–прикрытый/открытый; скул’-прикрытый/закрытый; ту– прикрытый/открытый; ра -прикрытый/открытый

Слогораздел. Теории слогораздела. Слогоделение в едином фонетическом слове.

Слогораздел - граница между слогами, следующими друг за другом в речевой цепи.

Существующие определения слога дают различные основания для определения места слоговой границы. Наиболее распространёнными являются две теории слогораздела. Обе они базируются на том, что для русского языка характерно тяготение к открытому слогу, а различия между ними обусловлены пониманием тех факторов, которые управляют слогоразделом.

Первая теория - теория Аванесова - базируется на понимании слога как волны сонорности и может быть сформулирована в виде ряда правил:

при последовательности СГСГСГ (С - согласный, Г - гласный) слогораздел проходит между гласным и следующим согласным (мо-ло-ко, по-мо-гу и т.д.). Когда между гласными оказывается сочетание двух или более согласных - СГССГ, СГСССГ и т.д., то при общей тенденции к образованию открытого слога должен учитываться закон восходящей звучности, в соответствии с которым в рус. языке в любом неначальном слоге слова звучность (сонорность) обязательно возрастает от начала слога к его вершине - гласному.

По собственной звучности Аванесов различает три большие группы - гласные, сонанты и шумные согласные, так что в неначальном слоге запрещёнными оказываются последовательности «сонант + шумный

согласный»: невозможно деление на слоги су + мка (во втором слоге нарушен закон восходящей звучности, т.к. м более сонорен, чем к), нужно делить сум-ка, но ко-шка (оба согласные - шумные и не различаются по звучности, поэтому их сочетание в одном слоге не препятствует тенденции к образованию открытых слогов).

Правила Р.И.Аванесова отличаются простотой и логичностью, но некоторые исходные положения спорны: во-первых, противопоставление начальных слогов неначальным не очень обосновано, т.к. традиционно считается, что сочетания, возможные в начале слова, возможны и в начале слога внутри слова. В начальных же слогах сочетания сонантов с шумными встречаются - льдина, ржавый, ртуть и т. д. Само разбиение звуков на три группы по звучности не учитывает реальной звучности - в «разрешённом слоге» кошка (ко-шка) на самом деле согласный [ш] более звучен, чем [к], так что и здесь закон восходящей звучности нарушен.

Вторая теория слогоделения, сформулированная Л. В. Щербой, учитывает влияние ударения на слогоделение. Понимая слог как единицу, характеризующуюся единым импульсом мускульного напряжения, Щерба считает, что слогораздел проходит в месте наименьшего мускульного напряжения, а оно в последовательности СГССГ зависит от места ударного гласного: если ударным является первый гласный, то следующий за ним согласный является сильноначальным и примыкает к этому гласному, образуя закрытый слог (шап-ка, кош-ка); если же ударным является второй гласный, то оба согласных отходят к нему в связи с действием тенденции к образованию открытых слогов (ка-пкан, ко-шмар). Сонанты, однако, примыкают к предшествующему гласному, даже если он безударный (и это также сближает теории Аванесова и Щер6ы). Однако до настоящего времени нет достаточно чётких определений фонетической сущности «импульса мускульного напряжения», лежащего в основе щербовской теории слогораздела.

Слогоделение можно рассматривать в трех фонетических положениях.

1. Наиболее простым и бесспорным случаем слогоделения является членение слова на открытые слоги типа со-ба-ка , ка-ра-ка-ти-ца , про-да-ю. Здесь действует не знающее исключений правило: одиночный интервокальный (т.е. стоящий между гласными) согласный входит в один слог с последующим гласным.

2. Интервокальное сочетание двух согласных ГССГ теоретически может либо целиком отходить к последующему гласному (Г-ССГ), либо распределяться между двумя слогами (ГС-СГ). (Слогоделение ГСС-Г в русском языке отсутствует.) Естественным представляется первый вариант. Большую доказательную ценность в вопросе о слогоделении имеют данные о характере перехода от гласного к последующему согласному. Мысль о том, что характер перехода от одного звука к другому может служить критерием для установления слоговой границы, была впервые высказана шведским лингвистом Б. Мальмбергом в 1955 г. Если бы первый компонент интервокального сочетания входил в один слог с предшествующим гласным (ГС-СГ), он характеризовался бы тесной связью с этим гласным. Однако, по данным спектрального анализа, переходы от гласного к согласному (в наших примерах от ударных /а, э/ к , п/ ) в словоформах типа ра-на , ре-па , где слогоделение не вызывает сомнений, и в словоформах типа ра-нка , ре-пка , где можно было бы предположить возникновение закрытых слогов ран- , реп- , не имеют существенных различий. Таким образом, есть все основания считать, что согласные , п/ не примыкают к ударным гласным и поэтому не входят с ними в один слог. Если распространить это положение на все структуры типа ГССГ, то можно сказать, что интервокальное сочетание отходит к последующему гласному. Это справедливо и применительно к трехфонемным сочетаниям согласных типа Г-СССГ. Тем самым структура предшествующего открытого слога интервокальными сочетаниями не нарушается.

Проиллюстрируем слогоделение в русском языке конкретными примерами.

Единственным исключением из этого правила является сочетание /j/ + согласный: /j/ всегда отходит к предшествующему гласному (чай-ка , вой-на , вой-ско-вой ). Фонема /j/ в этом фонетическом положении выступает в своем аллофоне, обычно именуемом неслоговое", что определенно указывает на его близость к гласному /и/.

3. Когда согласный или сочетание согласных находятся в конце слова (кот , спор , нос , уголь , хвост , ремонт ), создаются условия для образования закрытых слогов.

Следует различать два положения конечного согласного: либо в конце слова в потоке речи, либо в конце слова перед паузой. В первом случае конечный согласный или сочетание согласных примыкают не к предшествующему гласному, а к последующему, входящему в состав другого слова (ку-пи-л а-на-нас - "купил ананас" , ку-пи-л ма-ши-ну , ку-пи-л ско-во-ро-ду ), даже если перед этим гласным уже есть один или несколько согласных. Во втором случае за конечным согласным никакого гласного нет. Однако, поскольку поток речи в плане артикуляции представляет собой последовательность смыкательно-размыкательных движений (смыкание соответствует согласному, а размыкание - гласному), вполне можно предположить, что после согласного перед паузой произойдет размыкательное движение, порождающее какой-то очень краткий гласный элемент. Возникающий фонетический эффект определяется характером конкретного согласного. Так, конечное /р/ становится многоударным и по длительности приближается к безударному слогу. Гласный призвук после /р/ обнаруживается легко. Конечные глухие взрывные характеризуются придыханием и более длительным взрывом, в спектре которого выделяются отдельные области концентрации энергии, своего рода форманты, что указывает на наличие вокалического элемента, только произносимого без участия голосовых связок, т.е. глухого. "Слово кот , произнесенное в абсолютном конце фразы, перед паузой получает такую слоговую организацию: ко-тъ" [Бондарко, 1998. С. 212]. В связи с этим интересно отметить, что профессор А. И. Томсон, лингвист с замечательно тонким фонетическим слухом, в 1922 г. утверждал, что конечные твердые согласные в русском языке имеют ы -образную окраску, а конечные мягкие - и -образную. В этой окраске Томсон видел отражение редуцированных гласных [ъ ] и [ь ], существовавших в древнерусском языке. В значительной мере теряют свою консонантную природу конечные сонанты.

В итоге можно сказать, что характерная для русского языка структура открытого слога проявляется и в случае конечного согласного перед паузой. Размыкательное движение, следующее за смыканием, порождает очень краткий гласный элемент, которому невозможно дать фонематическую атрибуцию. Это чисто фонетический слог, в отличие от обычных "фонематических" слогов, у которых фонемная природа компонентов может быть установлена без труда.

Закон восходящей звучности.

Деление на слоги в целом подчиняется общему для современного русского языка закону восходящей звучности, или закону открытого слога, в соответствии с которым звуки в слоге располагаются от менее звучного к более звучному. Поэтому граница между слогами чаще всего проходит после гласного перед согласным: [мÙ-шы́–нъ]. Закон восходящей звучности всегда соблюдается в неначальных словах. В связи с этим наблюдаются следующие закономерности в распределении согласных между гласными:

1. Согласный между гласными всегда входит в последующий слог: [р^-к٬э́-тъ], [хъ- р^-шо́], [цв٬иэ–ты́], [с^ро́-къ].

2.Сочетания шумных согласных между гласными, относятся к последующему слогу: [б٬и́-твъ], [зв٬иэ–зда́],[р٬э́-ч٬къ].

3.Сочетания шумных согласных с сонорными отходят также к последующему слогу: [р٬и́-фмъ], [тра́– вмъ], [хра́-брыį], [ва́-фл٬и], [жа́дныį].

4.Сочетания сонорных согласных между гласными относятся к последующему слогу: [в^-лна́], [по́-мн٬у], [к^-рма́н]. В этом случае возможны варианты слогораздела: один сонорный согласный может отходить к предшествующему слогу: [в^л – на́], [по́м-н٬у].

5. При сочетании сонорных согласных с шумным между гласными сонорный отходит к предшествующему слогу: [^р–ба́], [по́л–къ], [н٬иэл٬–з٬а́], [к^н–цы́].

6. Два однородных согласных между гласными отходят к последующему слогу: [ва́-н̅ъ], [ка́-с̅ъ], [дро́-ж̅٬и].

7. При сочетании [ĵ] с последующими шумными и сонорными согласными [ĵ] отходит к предшествующему слогу: [ч٬а́į-къ], [в^į-на́], .

Таким образом, из примеров видно, что конечный слог в русском языке оказывается в большинстве случаев открытым; закрытым он является тогда, когда оканчивается на сонорный.

Закон восходящей звучности можно иллюстрировать на приводимых ниже словах, если звучность условно обозначить цифрами: 3 - гласные, 2 - сонорные согласные, 1 - шумные согласные.

В приведенных примерах основной закон слогораздела реализуется в начале неначального слога. Начальный и конечный слоги в русском языке строятся по тому же принципу нарастающей звучности. Например:

Слогораздел при сочетании знаменательных слов обычно сохраняется в том виде, какой свойствен каждому входящему в состав словосочетания слову: нас Турции - нас-Тур-ци-и; настурции (цветы) – на стур-ци-и. Частной закономерностью слогораздела на стыке морфем является невозможность произнесения, во-первых, более двух одинаковых согласных между гласными и, во-вторых, одинаковых согласных перед третьим (иным) согласным в пределах одного слога. Это чаще наблюдается на стыке корня и суффикса и реже - на стыке приставки и корня или предлога и слова. Например: одессит [о/де/сит]; искусство [и/ску/ство]; расстаться [ра/стать/ся]; с стены [сте/ны], поэтому чаще - [со/сте/ны]. Слог обычно имеет вершину (ядро) и периферию. В качестве ядра, т.е. слогообразующего звука, как правило, выступает гласный, и периферия состоит из неслогового (неслогообразующего) звука или нескольких таких звуков, которые обычно представлены согласными. Периферийные гласные неслоговые. Но слоги могут и не иметь гласного,напр., в отчестве Ивановна или в междометиях «кс-кс», «тссс». Согласные могут быть слогообразующими, если они сонанты или находятся между двумя согласными. Такие слоги очень часто встречаются в чешском языке: prst «палец» (ср. древнерус. перст), trh «рынок» (ср. рус. торг).

Правила слогоделения в русском языке.

сочетание шумных согласных отходит к последующему слогу: àШ + Ш О - КТЯБРЬ

Сочетание шумного и сонорного отходит также к неначальному слогу: àШ + С РИ - ФМА

Сочетание сонорных отходит к неначальному слогу: àC + C ПО – ЛНЫЙ

Сочетание сонорного и шумного делится пополам: Ш // С КОР- КА

Сочетание J с последующим сонорным делится пополам: J // С ВОЙ - НА