Собор в стиле ампир. Стиль ампир в архитектуре европы и россии


Стиль ампир в Москве, который применялся при возведении сооружений государственного значения, имел черты архитектурных образцов античности. Архитекторы использовали монументальные массивные портики, сочетание геометрических форм с военной атрибутикой.

Здания в стиле ампир в Москве

Старое здание Университета является воплощением ампирного стиля в Москве. Изначально сооружение было возведено архитектором Казаковым согласно . Для московского ампира свойственной является холодность и суровость одновременно с роскошью и помпезностью. Здание Университета было возобновлено архитектором Джилярди, который выдержал его в том же стиле.

Полукруглый зал Университета отличается прекрасной ампирной росписью и наличием изящной белой колоннады, поддерживающей балкон.

Первым архитектором, который возводил архитектурные памятники в стиле ампир в Москве, был Бове. Его лучшей постройкой того величественного периода считается особняк Гагарина.

Известным произведением архитектурного искусства в Москве этого периода также является Усадьба Найденова, построенная архитекторами Джилярди и Григорьевым. Постройка представляет собой дом с изящным ионическим портиком, монументальной лестницей, ведущей из сада на второй этаж.

На территории усадьбы также есть павильоны и беседки, так же выдержаны в ампирном стиле. Залы главного здания усадьбы украшены ампирной росписью.

Провиантские склады – выдающиеся архитектурные памятники в Москве стиля ампир.

Последним примером ампира стала университетская церковь, возведена под руководством архитектора Тюрина.

Стиль ампир в Москве: Триумфальные ворота и Храм Святого Людовика

Триумфальные ворота в Москве в стиле ампир были возведены на площади Тверская Застава в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Над проектом работал один из лучших архитекторов того времени – Бове.

Копия этих ампирных ворот была возведена по проекту Либсона на Кутузовском проспекте. Этот памятник является первым и единственным сооружением арочного типа в Москве, выполненным в традициях ампире.

Храм Святого Людовика в Москве является результатом работы архитектора Алессандро Жилярди и представляет собой яркий пример ампирного стиля. Здание храма является отражением греческой и римской мифологии, философских идей и художественного языка того времени. Архитектор взял за основу образ древнегреческого храма – круглой или прямоугольной постройки, окруженной колоннами.

Несмотря на всю помпезность архитектурных сооружений того времени, в том числе и храмов, они отличались простотой и лаконичностью форм. Симметрия и строгость декоративного убранства – обязательные критерии, которым должен соответствовать ампирный храм.

Ампир является финальным этапом классицизма, появившегося во второй половине XVIII века. В эпоху Наполеона Бонапарта классицизм переродился в официальный стиль, что нашло отражение в его названии. Слово «ампир» образовано от французского empire – «империя». Стиль быстро распространился не только во Франции, но и во многих других европейских государствах.

У себя на родине ампир отличался торжественностью и парадностью мемориальной архитектуры и величием дворцовых интерьеров. Законодателями этого стиля были придворные архитекторы Наполеона: Шарль Персье и Пьер Фонтен.

Ампир в архитектуре является одним из так называемых королевских стилей, которые характеризуются театральностью во внешнем и внутреннем оформлении построек. К особенностям этого стиля относят обязательное наличие колонн, лепных карнизов, пилястров и других классических элементов. Кроме того, для ампира типично использование скульптур античного образца, а также скульптурных конструкций с грифонами, сфинксами, львами и т.п.

Подобные украшения в архитектуре стиля ампир расположены упорядоченно со строгим соблюдением симметрии. Идея могущества власти и государства подчеркивалась массивными монументальными формами и богатым декором с элементами военной символики, заимствованными из Римской империи, Древней Греции и Древнего Египта.

Ампир в России

В начале XIX века французская культура была популярна среди высших слоев российского общества. В Петербурге и других городах многие государственные здания и дома богатых граждан строились архитекторами, приглашенными из других стран. Для постройки Исаакиевского собора император Александр I пригласил молодого французского архитектора Огюста Монферрана, который впоследствии стал основоположником «русского ампира».

В России этот стиль получил разделение на петербургский и московский. В основе этого деления лежали не столько территориальные признаки, сколько близость к классицизму, сильнее чувствовавшаяся в ампире. Самым известным архитектором петербургского направления стал Карл Росси, создавший ансамбль Михайловского дворца, ансамбль Дворцовой площади со Зданием Генерального Штаба и триумфальной аркой и ансамбль Сенатской площади со зданиями Сената и Синода.

Возрождение ампира, как величественного имперского стиля, произошло в Советском Союзе с середины 30-х до середины 50-х годов XX века. Это направление в архитектуре получило название «сталинский ампир».

Ампир , или "Стиль империи" (франц. Empire) - исторический художественный стиль, впервые сложившийся во Франции в начале XIX в., в период Первой Империи Наполеона Бонапарта.

Основные черты стиля ампир

Ампир коренным образом отличается от . Мягкую и светлую гармонию искусства периода Людовика XVI и демократическую строгость стиля Директории сменили парадный пафос и театральное великолепие «Стиля Первой Империи». Наполеон стремился к блеску и ореолу славы римских императоров. Если свободно возникший классицизм был ориентирован на демократические Афины периода классики Века Перикла, то художникам французской Империи было строго указано брать за образец формы искусства Древнего Рима.

Наполеоновский Ампир - стиль жесткий и холодный. П. Верле назвал его «затвердевшим стилем Людовика XVI». И. Грабарь писал, что «блестящее развитие Классицизма во Франции было прервано «холодной диктатурой Ампира». Ампир демонстрирует вырождение классицистических форм, выхолащивание их подлинного историко-культурного смысла, духовного содержания, но, вместе с этим, этот стиль своеобразно продолжает никогда не прерывавшуюся во Франции (в этом особенность развития французского искусства) классицистическую традицию. Ведь не случайно историк художественных стилей В. Курбатов подчеркивал, что «Появление стиля Ампир не было переворотом в последовательном развитии французских стилей, а видоизменением все тех же классических элементов, которые были известны во Франции со времен Людовика XIV или даже Франциска I».

Парадоксально, но Ампир, несмотря на свою нормативность и регламентированность, ограничивающую свободу мышления художника, был романтичен. Сам Наполеон восхищался «эпосом Оссиана» (стилизацией под шотландский эпос) наравне с Гомером. А картина Жерара «Оссиан, вызывающий призраков» (1801), исполненная по заказу Наполеона для дворца Мальмезон, вызвала шумный успех в Париже. После Египетского похода Наполеона (1798-1799), как бы вопреки его полному провалу, в Париже распространилась мода на «египетский стиль ».

В 1802-1813 гг. осуществлялось грандиозное 24-томное издание «Путешествие по Верхнему и Нижнему Египту» с гравюрами по рисункам, исполненным во время похода бароном Д.-В. Деноном. В 1809-1813 гг. вышло столь же грандиозное «Описание Египта» Ф. Жомара, также иллюстрированное рисунками Денона.

Эти иллюстрации вместе с «образцовыми проектами» Персье и Фонтена стали главным пособием для многих рисовальщиков-декораторов, орнаменталистов, лепщиков, резчиков, мебельщиков, ювелиров. Но основными декоративными мотивами стиля Ампир оставались все же атрибуты римской военной истории: легионерские знаки с орлами, связки копий, щитов и ликторских топоров. Любопытно, что вся эта мешанина из элементов римского и египетского искусства не переходила в открытую эклектику. Отчасти это объясняется тем, что еще в период древнеримской империи произведения искусства Египта вместе с древними культами Исиды и Гора попадали в Рим.

В начале XIX столетия эта связь стала еще более прочной и идейно обоснованной, поскольку формы искусства египетской империи времени Рамзесов и древнеримских императоров соединились в художественных амбициях французского узурпатора. Они сосуществовали целостно и органично в едином «пространстве» романтического мышления. Стиль Ампир во Франции начала XIX в. своеобразно продолжает традиции художественного романтизма, начинавшегося еще в середине предыдущего столетия неоготикой в Англии. Ампир продолжил обращение к истории, углубление в прошлое - не только в античность, но и в Древний Египет. Однако с методологической стороны Ампир нормативен и, следовательно, неромантичен. Поэтому эволюция художественных стилей в искусстве Франции - от Рококо, через , к Ампиру, слишком напоминает, как бы в обратном порядке, развитие, которое происходило в Италии XVI столетия: от Классицизма эпохи Возрождения к и Барокко. Характерное для Ампира сочетание «римских» и «египетских» мотивов, красного дерева и золоченой бронзы, а также бронзы патинированной, матово-черной, ассоциирующейся с базальтами Египта, можно видеть в произведениях прославленного парижского бронзовщика П.-Ф. Томира и его мастерской. С 1805 г. Томир был «придворным чеканщиком» Бонапарта, он изготавливал бронзовые детали мебели, светильники - бра, канделябры, треножники, вазы и корпуса часов.

Во всех изделиях явственны отличия ампирной декорации от подлинного Классицизма. В классицистическом стиле объемная форма и декор связаны пластично, подвижно; они переходят друг в друга, меняя взаимное расположение и функции в общей композиции. В стиле Ампир композиция строится на контрасте чистого поля поверхности стены, мебели, сосуда и узких орнаментальных поясов, в строго отведенных местах, как правило, подчеркивающих конструктивные узлы и членения формы. Это противопоставление дополнительно усиливается необычной плотностью орнамента и контрастами цвета.

Для Классицизма типичны мягкие и сложные красочные гармонии, для Ампира - яркие, режущие глаз красный, синий, белый - цвета наполеоновского флага. Стены затягивались ярким шелком, в орнаментах - круги, овалы, ромбы, пышные бордюры из дубовых ветвей, наполеоновские пчелы и звезды из золотой и серебряной парчи на алом, малиновом, синем или зеленом фоне.

Таким образом, основными категориями формообразования в искусстве стиля Ампир стали историзм, нормативность, рационализм, декоративность, тектоничность, в поздних формах - открытый эклектизм. В знаменитом парижском особняке, построенном в 1804-1806 гг., для пасынка Наполеона, принца Е. Богарнэ и его сестры Гортензии, интерьеры оформлены в самых разных стилях, там соединяются «помпеянские», египетские, римские и даже «турецкие» мотивы, что создает общий «сибаритский характер ампирного интерьера». Возможно, именно эти разрушительные тенденции, независимо от политического поражения Наполеона, послужили причиной столь скорого перерождения Ампира в «стиль Карла X», открывший период собственно Историзма как эпохи «воссозданий».

История стиля

Хронологические рамки оригинального французского «Стиля Империи» узки, - они ограничены, с одной стороны, концом правления Директории (1799) или годом коронации Наполеона (1804), а с другой - началом реставрации Бурбонов (1814-1815). Тем не менее, в столь краткий исторический период французский неоклассицизм, выросший на естественном интересе к античности и усиленный идеями Просвещения, успел переродиться в холодный, помпезный, напыщенный, искусственно насаждаемый императорской властью стиль. Его основные элементы, почерпнутые из античного искусства, уже содержались в Классицизме «стиля Людовика XVI» и были кристаллизованы, в «стиле Директории».

Развитие в разных странах

Характерна еще одна особенность Ампира: присущая ему регламентированность почти полностью исключила возникновение региональных течений и школ. Именно поэтому Ампиром правильно называть только искусство Франции начала XIX в., но в своей сути, Ампир не национален, а космополитичен (не интернационален, как, к примеру, Готика, а непримирим к народным традициям). Являясь выражением имперских притязаний Наполеона Бонапарта на мировое господство, этот стиль насильственно насаждался на чуждую ему почву завоеванных стран. Примечательно, что ни одна из побежденных Наполеоном стран, по существу, не приняла этого стиля. В Германии и Австрии своеобразной художественной оппозицией наполеоновскому нашествию стал стиль Бидермайер, хотя в нем отчасти и использовались ампирные формы.


И только одна страна-победительница - Россия добровольно приняла «стиль Империи». На это были и свои внутренние причины: Россия становилась могущественной империей. Еще до начала Отечественной войны 1812 г. архитекторы Персье и Фонтен, с разрешения Наполеона, через французского посла в Петербурге, посылали российскому императору Александру I альбомы с видами «всего замечательного, что строилось в Париже». Русская аристократия подражала нравам парижских салонов. Сам Наполеон присылал Александру описания своего итальянского и египетского походов с гравюрами. Эти отношения были прерваны войной. Но уже в 1814 г. в Париже император Александр встретился с П. Фонтеном и, еще до вторичного вступления союзных армий, получил тринадцать альбомов с рисунками пером и акварелью - проектами оформления интерьеров и мебели. Эти альбомы сыграли существенную роль в распространении стиля «русского (петербургского) ампира». Во Франции они были опубликованы только в 1892 г. Персье и Фонтен, после поражения французской Империи, и сами стремились на русскую службу, но Александр предпочел им О. Монферрана, тогда никому неизвестного, будущего создателя грандиозного Исаакиевского собора в Петербурге.


Таким образом, в Европе сложились две разновидности Ампира: французский и русский . «Русский ампир» (это определение правильней брать в кавычки) был мягче, свободнее, пластичнее французского. Он делится на две ветви: столичную и провинциальную. Создателем стиля петербургского ампира считается «русский итальянец» К. Росси, он и смягчил своим русско-итальянским вкусом излишнюю жесткость наполеоновского стиля, отчего этот стиль называют «итальянизирующим классицизмом». Другим видным архитектором этого же стиля был В. Стасов. Стиль итальянизирующего ампира в архитектуре Петербурга 1820-1830-х гг. следует отличать от более раннего стиля периода александровского классицизма, ориентированного на греческую архаику и французский Неоклассицизм 1760-х гг. Провинциальный «московский ампир» и стиль подмосковных дворянских усадеб отличался еще большим своеобразием, поэтому правильнее его называть не ампиром, а московским классицизмом. Последнюю фазу развития петербургского классицизма 1830-1840-х гг., в период царствования Николая I, иногда именуют «николаевским ампиром».

В Англии стиль Ампир также не получил широкого распространения. «Английским ампиром» иногда условно называют «стиль Георга IV» (1820-1830), наступивший после «английского стиля регентства», или «ридженси». Временем второго «Британского ампира» считается викторианская эпоха 1830-1890-х гг.


Другое, более редкое название Ампира - неоримский стиль. В период Второй Империи во Франции, годы правления императора Наполеона III (1852-1870), получил развитие помпезный и эклектичный стиль, несколько иронично называемый Вторым Ампиром. Династия Бонапартов сохранила свою эмблему - золотые пчелы на синем фоне (в отличие от лилий Бурбонов), они использовались художниками Ампира как декоративный мотив, но имели не римское и не египетское, а франкское происхождение, и восходили к эпохе Меровингов.

Видные представители

Примечательно и то, что ведущая роль в формировании нового стиля принадлежала не архитектору, как обычно, а живописцу Жаку-Луи Давиду . Еще накануне революции этот художник в картинах «Клятва Горациев» (1784), «Брут» (1789) прославлял героические эпизоды из истории республиканского Рима, по мотивам книг Тита Ливия. Для работы над этими картинами, Давид заказал известному парижскому мебельщику Ж. Жакобу предметы обстановки по собственным рисункам, сделанным им с этрусских, как их тогда называли, ваз, найденных в раскопках Геркуланума и Помпеи в Италии. Давид участвовал в первой французской революции, затем, пережив тяжелый кризис, стал прославлять императора Наполеона так же, как до этого - идеалы свободы римской республики. Про художника говорили тогда, что в поисках своего героя он «сменил Цезаря на Брута». Слава превратила его в первого живописца Империи. Давид разрабатывал эскизы мебели, оформления интерьера, диктовал моду в одежде. В 1800 году он написал портрет знаменитой парижской красавицы мадам Рекамье в тунике на античный манер, возлежащей на кушетке с плавно изогнутым изголовьем, выполненной Жакобом, и стоящим рядом торшером в «помпеянском стиле». С легкой руки Давида эта картина положила начало моде на стиль «рекамье». В 1802 году похожий портрет мадам Рекамье, как бы соревнуясь с Давидом, написал его ученик Ф. Жерар.

Но сам император желал больше пышности и великолепия. Его придворными архитекторами стали Ш. Персье и П. Фонтен , ранее, в 1786-1792 гг., учившиеся в Италии, в Риме. Во Франции они оформляли интерьеры дворцов Мальмезон, Фонтенбло, Компьен, Лувр, Медон, Сен-Клу, Версаль, Тюильри, построили Триумфальную арку на площади Карусель в Париже, наподобие древнеримских.

В 1806-1836 гг. еще одна Триумфальная арка была возведена по проекту Ж.-Ф. Шальгрена . Скульптор А.-Д. Шодэ водрузил статую Бонапарта в образе Цезаря в римской тоге на вершину Вандомской колонны, другую статую, также работы Шодэ, император вез в обозе в Москву, чтобы установить ее в покоренном городе.

Примечательно, что в стиле Ампир было создано относительно мало выдающихся произведений архитектуры, скульптуры и живописи. Исследователь архитектуры И. Грабарь отмечал, что Персье и Фонтен были слабыми архитекторами: «педантичными компиляторами, довольно надоедливыми, скучными и даже не слишком изобретательными в своих орнаментальных разводах». Но, вероятно, столь резкая оценка Грабаря объясняется не столько скудностью таланта этих мастеров, сколько ограниченностью стиля. Примитивность содержания и жесткость идеологических установлений сделали Ампир не художественным стилем в полном смысле этого слова, а стилем декорации и даже поверхностного камуфляжа.

В своей угодливости придворные декораторы Наполеона доходили до абсурда. Так спальня императрицы Жозефины во дворце Мальмезон была превращена в некое подобие походной палатки римского центуриона, а одетые в «римские туники» женщины мерзли от холода в плохо отапливаемых парижских Салонах и в заснеженном Петербурге, во всем подражавшем французской столице. Воистину, говоря словами самого Наполеона, «от великого до смешного один шаг».

В 1812 г. вышло в свет грандиозное издание «Собрание эскизов для украшения интерьера и всех видов обстановки». Авторами были Персье и Фонтен. В комментариях к своим проектам они подчеркивали «возможность использования самых разных стилей всех времен и народов», но на первом месте следовало ставить «величественный стиль римлян». Это уже была декларация эклектики. Не случайно парижский декоратор этого же времени Ж. Зюбер прославился обоями, имитировавшими деревянную обшивку стен в неоготическом стиле «трубадур». А его конкурент Ж. Дюфур выпускал «картинные обои» на мифологические темы с «итальянскими пейзажами и античными фигурами».

Описание презентации ИСТОРИЯ ИСКУССТВА ЕВРОПА. 19 век. АМПИР по слайдам

АМПИР Амп рии (от фр. empire style - «имперский стиль») - стиль позднего классицизма в архитектуре и прикладном искусстве. Возник во Франции в период правления императора Наполеона I; развивался в течение трёх первых десятилетий XIX века; сменился эклектическими течениями. Включил образцы античного искусства: архаической Греции и имперского Рима: военную эмблематику в архитектурных деталях и декоре (воинские доспехи, лавровые венки, орлы и т. п.). Ампир включил в себя также отдельные древнеегипетские архитектурные и пластические мотивы (большие нерасчленённые плоскости стен и пилонов, массивные геометрические объёмы, египетский орнамент, стилизованные сфинксы).

Ампир Ампир коренным образом отличается от Классицизма. Мягкую и светлую гармонию искусства периода Людовика XVI и демократическую строгость стиля Директории сменили парадный пафос и театральное великолепие «Стиля Первой Империи» . Наполеон стремился к блеску и ореолу славы римских императоров. Если свободно возникший Классицизм был ориентирован на демократические Афины периода классики Века Перикла, то художникам французской Империи было строго указано брать за образец формы искусства Древнего Рима. Ведущая роль в формировании нового стиля принадлежала не архитектору, как обычно, а живописцу -Ж. -Л. Давиду. Еще накануне революции этот художник в картинах «Клятва Горациев» (1784), «Брут» (1789) прославлял героические эпизоды из истории республиканского Рима, по мотивам книг Тита Ливия. Для работы над этими картинами, Давид заказал известному парижскому мебельщику Ж. Жакобу предметы обстановки по собственным рисункам, сделанным им с этрусских, как их тогда называли, ваз, найденных в раскопках Геркуланума и Помпеи в Италии. Давид участвовал в первой французской революции, затем, пережив тяжелый кризис, стал прославлять императора Наполеона так же, как до этого — идеалы свободы римской республики.

Ампир: архитектура Триумфальная арка (фр. arc de triomphe de l’Étoile) - монумент в 8 -м округе Парижа на площади Шарля де Голля (Звезды), возведённый в 1806- 1836 годах архитектором Жаном Шальгреном по распоряжению Наполеона в ознаменование побед его Великой армии.

Битва при Арколе - сражение французской армии под командованием генерала Наполеона Бонапарта с австрийской армией под командованием Альвинци происходившая с 15 по 17 ноября 1796 года. Битва закончилась разгромом австрийской армии. Во время битвы Наполеон выказал личный героизм, возглавив одну из атак на Аркольский мост со знаменем в руках. Вокруг него погибло больше десятка солдат, включая адъютанта Наполеона Мюирона, погибшего, прикрывая Бонапарта своим телом от вражеских пуль.

Египетский поход Бонапарта Гро Жан Антуан (1771- 1835) Наполеон в госпитале чумных в Яффе. 1803- 04.

Египетский поход Бонапарта В 1798- 1801 годах по инициативе и под непосредственным руководством Наполеона Бонапарта была сделана попытка завоевания Египта. египетская экспедиция Наполеона привела к росту интереса к древней истории Египта. В результате экспедиции было собрано и вывезено в Европу огромное количество памятников истории. В 1798 году был создан Институт Египта (фр. L’Institut d’Égypte), который положил начало масштабному разграблению наследия древнего Египта. Розеттский камень. Британский муей.

Жан-Луи Давид. Портрет мадам Рекамье (известная красавица, хозяйка знаменитого литературно-политического салона, который в то время был интеллектуальным центром Парижа. Её имя стало символом, олицетворявшим хороший вкус и образованность. Она была «звездой» европейского масштаба).

Андромаха у тела Гектора. 1783. Музей Лувр, Париж Сюжет этой картины восходит к «Илиаде» Гомера: Гектор, доблестный предводитель троянцев, был сражен в поединке Ахиллом и оплакан верной женой Андромахой. Общественно-политический смысл этого произведения очевиден. Андромаха театральным жестом указывает на тело героя, отдавшего жизнь за родной город. Культ отчизны во французском обществе предреволюционной поры противопоставлялся идее служения королевской власти. Произведение отличается ясностью и простотой композиции, светотеневая лепка полновесна и отчетлива. Большое внимание уделено Давидом исторической достоверности изображаемой среды. Андромаха, супруга Гектора - дочь царя Цетиона в мизийском городе Фивах и супруга Гектора, принадлежит к благороднейшим женским образам Гомеровой «Илиады» . Еще во время ранней ее молодости отец и семь братьев были убиты Ахиллом. Выйдя потом за Гектора, Андромаха родила ему Астианакса и привязалась к своему мужу самою горячею любовью, трогательными памятниками которой остались ее разговор с ним перед отправлением Гектора на битву с Ахиллом, равно как ее плач об убитом (Илиада 6 и 24). После завоевания Трои Андромаха была отдана в добычу сыну Ахилла, Пирру, который увез ее с собою в Эпир, и где она родила ему сына (а по другим сказаниям - трех сыновей). Впоследствии Андромаха стала супругой Элена, брата Гектора, и родила ему сына Кестрина. После смерти Элена Андромаха вместе с одним из своих сыновей возвратилась в Мизию, где этот сын приобрел область Тейеранию и дал свое имя основанному им городу Пергаму. В честь Андромахи был там сооружен храм. Еврипид использовал образ Андромахи в качестве героини одноименной трагедии.

Жан-Луи Давид. Клятва Горациев 1784. Музей Лувр, Париж. Художнику удалось создать образ-символ - олицетворение безграничного гражданского мужества. В основе картины лежит рассказ римского историка Тита Ливия, согласно которому трое братьев из рода Горациев были выбраны, чтобы сразиться с тремя лучшими воинами враждебного Риму города Альба-Лонга - братьями Куриациями. Давид запечатлел момент, когда трое братьев, подняв руки в римском приветствии, клянутся победить или умереть, а их отец протягивает им боевые мечи. Давид в этой картине противопоставляет идеалы патриотизма, гражданственности и самопожертвования во имя родины мужчин страданиям и сентиментальной слабости женщин.

Жан-Луи Давид. Клятва на поле для игры в мяч. Эскиз. 1789 (символ национального единства в борьбе против старого режима).

Ампир: общая характеристика Имперская роскошь ампира Стиль ампир (или имперский) переживал эпоху своего расцвета в начале XIX века, во время правления Наполеона I. Его прародителем считается архитектура великих империй древности – Египта, древней Греции и Древнего Рима с их неизменным стремлением обнародовать мощь и силу государства, и подчеркнуть величие и мудрость правителя. Монументальные формы, тяжеловесная массивная мебель, обилие лепнины, деревянной резьбы и позолоты говорили о роскоши, а классическая строгость подчеркивала утонченный вкус. Парадный и торжественный стиль до сих пор очень востребован, особенно в России и Франции. Характерные черты Ампир узнаваем по преобладанию римских архитектурных форм – колонн, пилястр, украшенных резьбой карнизов и консолей. Мебель часто украшается резными фигурами животных. Ножки диванов, массивных кресел и столов выполняются в виде львиных лап или лап грифонов, сфинксов или мифических животных, дополняются завитками и позолотой. Именно в эпоху Наполеона I в моду входит красное дерево. Из него вырезали тумбы, столы, комоды, стулья, кресла и другую домашнюю мебель а также ларцы, шкатулки, рамы для зеркал и картин. Сложный красивый рисунок красного дерева часто подчеркивали медные и позолоченные окантовки, а также дорогая шелковая ткань, вытканная золотом. Пол в помещении традиционно выкладывали разноцветными породами дерева, потолок красили в белый цвет, что расширяло пространство и делало его более светлым, и повсеместно использовали зеркала. Они были в нишах стен, над диванами и кроватями, на дверцах шкафчиков и даже между ножек мягкой мебели. Литера N отчетливо читалась в украшении интерьера, также как и щиты, знаки легионеров, копья и стрелы. Дань периоду правления Наполеона I – раздвижная мебель, которую можно было использовать в военных походах.

Ампир как декоративно-прикладное искусство Увлечение неоклассицизмом возникло в Европе в конце 18 века. Раскопки городов Геркуланум и Помпеи, влияние идей Руссо и Дидро – повлекло за собой моду на античность, на все греческое и римское. А в те далекие времена одним из самых популярных ювелирных изделий была камея. Её вырезали из различных полудрагоценных камней, чаще, из оникса или из агата, которые имеют различные слои контрастных цветов. Мода на резные камеи усугубилась после итальянской кампании Наполеона в 1796 году. При Наполеоне имперский псевдо — римский стиль особенно хорошо прижился, поскольку помогал Бонапарту подчеркнуть размах своих амбиций. Корона императора при коронации была украшена старинными камеями.

Поздние портреты живописца были исполнены Давидом в изгнании, в Брюсселе. Там поселяется стареющий художник после разгрома наполеоновских армий и реставрации Бурбонов, которые не могли простить ему преданности Наполеону и особенно того, что во времена революции якобинец Давид был другом Робеспьера и голосовал за казнь Людовика XVI. Жан-Луи Давид. Зинаида и Шарлотта Бонапарт. 1821. Музей Гетти, Лос Анджелес.

Наполеон и Лувр Французского императора Наполеона I всегда озаряли лучи военной славы. Современникам и потомкам он запомнился в первую очередь как один из величайших полководцев в мировой истории, а его эпоха с тех пор стала называться «эпохой наполеоновских войн». Старейший музей Франции, знаменитый Лувр, бережно хранит память о вкладе Наполеона Бонапарта не только в военное искусство, но и в культурное наследие человечества. В империи, созданной Наполеоном за очень короткий срок, искусству отводилась особая роль. Оно должно было не только прославлять французское оружие и служить упрочению власти нового императора, но и способствовать развитию «наполеоновской легенды», создателем и творцом которой во многом был сам Наполеон. Музей Лувр был создан после Великой французской революции на основе бывших королевских художественных коллекций и вскоре получил название «музей Наполеона». Энергия, ум и административный талант французского императора смогли привлечь к формированию нового музея лучших архитекторов, скульпторов и художников. Именно в Лувре была собрана самая блестящая коллекция культурных сокровищ мира. При этом были использованы новаторские принципы построения экспозиции. Музей, поражавший своим великолепием и оригинальностью, вскоре приобрел общеевропейскую известность и оказал огромное влияние на дальнейшее развитие музейного дела. Тот факт, что в эпоху наполеоновских войн Россия сыграла главную и решающую роль в противостоянии с французской империей, а российский император Александр I во главе общеевропейской коалиции вошел в 1814 г. в Париж, хорошо известен. Не менее известно и многовековое взаимовлияние французской и русской культур. Впервые в России в стенах Государственного исторического музея открывается выставка шедевров Лувра, Музея замка Фонтенбло, Национального музея замков Мальмезон и Буа-Прео, Музея декоративных искусств в Париже, Национального фонда мебели и мануфактур Гобеленов, Бове и Савонри в Париже, Музея Карнавале в Париже, Музея Армии в Париже, Национального музея керамики в Севре, Музея национального достояния в Версале и других французских музеев. В то время творили В. Динон, Ш. Персье, П. Фонтен, Ж. Л. Давид, А. Ж. Гро, Ф. Жерар, Ж. О. Д. Энгр, Т. Жерико, Ж. Ф. Свебах, Г. Верне, А. Д. Шоде, А. Канова, Ф. Н. Делестр, Н. Н. Буте, М. Г. Бьенне, Ж. Б. К. Одьо, П. Ф. Томир и др. Их работы, а также произведения мастеров Версальской оружейной, Севрской и Лионских мануфактур, мануфактуры Гобеленов и Савонри экспонируются на выставке. Значительное место занимают личные вещи самого Наполеона и членов его семьи. Выставка «Наполеон и Лувр» дает возможность по-новому увидеть и оценить роль Наполеона в развитии французской истории и культуры, познакомиться с исключительными образцами европейского искусства и мирового культурного наследия.

Цифрой 1 обозначен Шарль Персье, рядом с ним (цифра 2) — Пьер-Франсуа Фонтей. Обратите внимание, что оба архитектора одеты в синие мундиры членов Французской академии. Цифрой 3 обозначен Император Наполеон I, позади него под цифрой 4 выглядывает улыбающийся Виван Данон, рядом с которым стоит начальник наполеоновского штаба маршал Бертье (5). Около лесницы справа в тюрбане — личный телохранитель Наполеона, мамелюк Рустам (6), привезенный им из Египетского похода, на лестнице стоит седовласый Камбасер с (7), архиканцлер империи и ее президент Сената, создавший знаменитый Кодекс Наполеона.

Он возник во второй половине XVIII в. во Франции эпохи Наполеона Бонапарта.

Термин

Термин «ампир» – от французского empire («империя»). Перерождение классицизма в ампир произошло в императорской Франции в период правления императора Наполеона I и под его непосредственным влиянием. Ампир отличался торжественностью и парадностью мемориальной архитектуры и дворцовых интерьеров, созданных придворными архитекторами Наполеона Шарлем Персье и Пьером Фонтеном.

Настольные часы в стиле ампир
Стиль ампир получил распространение во многих европейских государствах и развивался на протяжении трёх первых десятилетий XIX в. В Российской империи этот стиль появился при Александре I и господствовал в архитектуре до 1830-1840 гг.

Характерные особенности стиля

Ампир отличается театральностью в оформлении архитектуры и внутренних интерьеров. В архитектуре обязательно присутствуют колонны, пилястры, лепные карнизы.
Пиля́стр – вертикальный выступ стены, обычно имеющий базу и капитель (венчающая часть колонны или пилястры) и тем самым условно изображающий колонну.

Пилястры с капителью
Активно используются античные образцы скульптуры: грифоны, сфинксы, львы и др. с соблюдением равновесия и симметрии. Можно увидеть прямые заимствования художественных форм Римской империи, Древней Греции, Древнего Египта: массивные и монументальные формы, богатый декор, элементы военной символики.
Грифо́ны – мифические крылатые существа, с туловищем льва, головой орла или льва.

Грифоны на мосту в Санкт-Петербурге
Сфинкс – мифическое существо. В древнеегипетском искусстве его изображали в виде животного с телом льва, головой человека или (реже) головой сокола или барана. В древнегреческой мифологии – с головой женщины, лапами и телом льва, крыльями орла и хвостом быка.
Многочисленными изображениями сфинкса украшен Санкт-Петербург: Египетский мост, набережная Невы перед Академией художеств.

Сфинкс у Египетского моста в Петербурге

Российский ампир

Первый бал Наташи Ростовой

Как мы уже сказали, в Российской империи ампир появился при императоре Александре I. В начале XIX в. в России наблюдалось увлечение французской культурой. Об этом мы читаем в многочисленных произведениях классиков нашей литературы. Вспомним хотя бы «Горе от ума», в котором А.С. Грибоедов с насмешкой говорит о «смешении французского с нижегородским», а А.С. Пушкин в 8 главе «Евгения Онегина», характеризуя Татьяну, пишет:

Она была нетороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех,
Без этих маленьких ужимок,
Без подражательных затей...
Всё тихо, просто было в ней,
Она казалась верный снимок
Du comme il faut... (Шишков, прости:
Не знаю, как перевести.)

Мы прекрасно понимаем, что перевести Пушкин, конечно же, мог. Но он очень точно показал всеобщее преклонение перед французским, на котором, как считалось, можно было выразить всё. В отличие от русского языка.
И как было обойтись без архитекторов-иностранцев в то время?

Исаакиевский собор и Сенатская площадь в Петербурге
Для возведения Исаакиевского собора Александр I пригласил начинающего французского архитектора Анри Луи Огюста Рикар де Монферрана , который впоследствии стал одним из основоположников «русского ампира».

Е.А. Плюшар «Портрет архитектора Монферрана» (1834 г.)
Российский ампир делится на московский и петербургский. Московский ампир был ближе к классицизму. Здесь прежде всего надо назвать Осипа Бове.

О́сип (Иосиф; Джузеппе) Ива́нович Бове́ (1784-1834) – российский архитектор итальянского происхождения. Он знаменит реконструкцией Москвы после пожара 1812 г. Роль Бове в создании облика Москвы можно сравнить только с работой К. Росси в Санкт-Петербурге.
Во время Отечественной войны О. Бове участвовал в ополчении, а после окончания войны начал восстанавливать Москву.
Под началом Бове в центре Москвы были перестроены Торговые ряды в стиле классицизма напротив Кремля, которые не сохранились; проведена реконструкция Красной площади; снесены земляные укрепления вокруг Кремля и засыпан ров; разбит Кремлёвский (Александровский) сад; построен Манеж; создана Театральная площадь с Большим (Петровским) театром. За пределами центра Бове построил Градскую больницу за Калужской заставой. Триумфальные ворота также были возведены по проекту Бове у Тверской заставы.

Большой театр в Москве
Наиболее известным представителем петербургского ампира стал архитектор Карл Росси. Другие представители этого стиля: Андреян Захаров, Андрей Воронихин, Доменико Жилярди, Василий Стасов , скульпторы Иван Мартос, Феодосий Щедрин.

И. Мартос. Памятник Минину и Пожарскому в Москве (1818)

«Сталинский ампир»

В советское время произошло возрождение ампира в перерождённых формах – это был период времени от середины 1930-х до середины 1950-х гг. Это направление ампира известно как «сталинский ампир».

Гостиница «Россия»
«Сталинский ампир» был одним из лидирующих направлений в архитектуре, монументальном и декоративном искусстве СССР в указанное время.
Символом «сталинского ампира» стали знаменитые сталинские высотки в Москве.

Здание Министерства иностранных дел
В декоре помещений он проявлялся в массивной деревянной мебели, лепнине под высокими потолками, резных шкафах, бронзовых светильниках и статуэтках.

Главное здание МГУ

Ампирная мода

Мода, как и другие проявления стиля ампир, отличалась интересом к античным образцам. Естественная потребность жить в гармонии с окружающим миром, пропагандируемая эпохой Просвещения, способствовала появлению нового костюма, а ориентация на Древнюю Грецию и Рим – возникновению моды а-ля антик.
Среди прочих законодательниц моды в стиле ампир была и Жозефина Богарне – первая жена Наполеона I.

Пьер Поль Прюдо́н «Жозефина Богарне» (1805)
Ампирный силуэт был создан по типу античных пеплосов и хитонов. Их шили с высокой талией, под грудью перехватывали поясом, а сзади вставляли валик из конского волоса. Шею и руки оставляли открытыми. Полотнища платьев внизу расшивали золотой и серебряной нитью, зелеными пальмовыми листьями. Нижний край часто отделывали блестками. Если платье было нарядным, предназначалось для визитов и танцев, то у него часто были короткие рукава с буфами.
Но когда Наполеон стал императором, оголяться дамы стали намного меньше, декольте уменьшилось. К 1804 г. платье становится закрытым до шеи, появляются рукава, а шлейф полностью исчезает. Ещё через несколько лет слегка укоротилась юбка.
Стали преобладать тяжёлые шелка и бархат, массивные античные орнаменты, золотое шитье на шлейфах платьев: их дизайн был разработан специально к коронации Бонапарта. Ненадолго появились шелковые платья с длинными шлейфами, вышитые золотом и серебром, широкие кружева и воротники «стюарт».
Большой вырез платья при выходе на улицу прикрывали пелериной. Для этой цели надевались рединготы – пальто из лёгких шерстяных тканей прилегающего силуэта.

С лёгкими платьями надевали лёгкое на подкладке кружевное манто , которое застегивалось спереди на крючки.

Спенсер – короткий жакет с длинными рукавами на утеплённой ватной или меховой подкладке из чёрного, синего или коричневого бархата на шелковой подкладке с кружевным воротником и застежкой на крючках, также служил верхней одеждой.
Шали с яркими бордюром и кистями или бахромой были необходимым аксессуаром и стоили очень дорого.

Дамские туфли шили из белого, голубого и розового цветов атласа. Обувь была без каблука с острыми, длинными носками в форме лодочки, на утолщенной кожаной подошве. Эти очень открытые туфли, подобно балетным тапочкам, завязывались белыми лентами крест-накрест на манер античных сандалий.

Прически носили гладкие, разделённые посередине пробором в подражание греческим и римским образцам. Волосы собирали высоко, укладывали в сеточку или в косы, завивали, украшали лентами и цветами.

Мужские костюмы в стиле ампир были выполнены в тёмных тонах. Главным элементом являлся шерстяной фрак с большим воротником стойкой. Под фрак мужчины надевали жилет, белые сорочки и светлые панталоны. Также большую популярность приобрели сюртуки, рединготы и высокие шляпы.