Какие по цели высказывания. Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные
Тема: « Предложение. Виды предложений по цели высказывания».
Цель урока: развивать умение правильно употреблять в устной и письменной речи предложения разных видов и оформлять их на письме;
Задачи: Уметь различать предложения по цели высказывания. Развивать умение правильно выбирать и ставить знаки в конце предложения. Уметь составлять различные по цели высказывания предложения.
Тип урока: изученного нового материала.
Оборудование: распечатка материалов, конверты с заданиями для групп.
Ход урока. Организационный момент. Наш урок я хотела бы начать с притчи.
«Однажды султан решил подвергнуть испытанию своих министров. «О, мои подданные!»- обратился он к ним, - у меня есть для вас трудная задача. Я хотел бы знать, кто решит ее. Повел он их в сад, в углу была дверь с огромным замком. «Тот, кто откроет дверь, станет первым министром.» Один за другим пытались открыть дверь и не добившись успеха – отходили. Но один министр внимательно осмотрел, навалился плечом на дверь, толкнул ее и – о, чудо! – она стала поддаваться, появилась сначала узкая щель, а потом дверь стала двигаться все быстрее и раскрылась. Тогда султан сказал: «Ты станешь первым министром, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но и веришь в свои силы ».
Ребята, вот и я хочу, чтоб на этом уроке каждый из вас поверил в свои силы и тогда вы сможете «открыть любую дверь».
Актуализация прошлых знаний.
1). Каллиграфическая минутка.
2) Карточка № 1. Повторение. Найди лишнее слово.
(Машина – это имя существительное, остальные слова-имена прилагательные. Доказывают.)
Шкаф, парта, шофер, окно.
(шофер –это имя существительное одушевленное, остальные – неодушевленные. Доказывают.)
(Ведет – это глагол, остальные – имена существительные. Доказывают)
Шоссе, яма, кошка, ягода.
(шоссе - это имя существительное среднего рода, остальные – женского рода. Доказывают.)
Мы, по, они, я, ты.
(по – это предлог, остальные – местоимения. Доказывают.)
(все «лишние» слова) «машина, шофер, ведет, шоссе, по.»
Что можете сказать о написании этих слов? (Разобрать орфограммы)
Какое задание можно выполнить с этими словами? (составить предложение)
Что такое предложение?
(Получилось предложение: «Шофер ведет машину по шоссе»)
Объясните лексическое значение слов «шофер» и «шоссе».
Справка: эти слова пришли в русский язык из французского языка. Слово «шоссе» - переводится «дорога, мощеная камнем», «шофер» - истопник. До появления автомобиля шофером на железных дорогах называли кочегара, а вовсе не машиниста, который вел состав. Позже этот же «шофер» стал обслуживать машину с мотором, но его все-равно продолжали звать «шофером».
Задания по уровням :
3уровень: Проспрягать глагол, определи спряжение.
Карточка № 2 Спиши. Вставь где надо знаки препинания.
3. Формулирование темы. - Чтобы сформулировать тему урока,дайте характеристику предложения. (повествовательное)
Какой признак предложения? (по цели высказывания)
Назовите тему нашего урока.(дети предполагают) (Открывается на доске). - Наша задача – узнать, какие бывают предложения по цели высказывания
Какая цель?
Уметь различать предложения по цели высказывания.
Развивать умение правильно выбирать и ставить знаки в конце предложения.
Уметь составлять различные по цели высказывания предложения. Учитель подытоживает.)
Карточка№ 3 для работы по методике ВЗАИМОТРЕНАЖА.
Что такое предложение?
Предложение – это одно или несколько связанных по смыслу слов, которые что – то сообщают или содержат вопрос, просьбу, побуждение к действию.
Какие бывают предложения по цели высказывания?
По цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные, побудительные.
Какие бывают предложения по интонации?
По интонации предложения бывают восклицательные и невосклицательные.
2. Составить модель предложения. На доске:
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
по цели высказывания
Повествовательные вопросительные побудительные
по интонации
Восклицательные и невосклицательные
Карточка № 4
Построение проекта выхода из затруднений («открытие» детьми нового знания).
Наша задача – узнать, какие бывают предложения по цели высказывания.
Каждое предложение произносится с определенной целью.
Цель одних предложений – сообщить о чем –нибудь или о ком –нибудь - повествовательные предложения.
Цель других предложений – задать вопрос – вопросительные предложения.
Цель некоторых предложений – побудить кого – нибудь или что – нибудь к действию: приказать, призвать, попросить – побудительные предложения.
А помогут вам в этом слова – волшебники. Надо распределить глаголы по трём основным группам – задачам общения.
Подумайте, в какую группу вы определите свой глагол.
сообщить спросить повлиять
повествовать узнать побудить к действию
оповестить расспросить запретить
обменяться опросить защитить
(впечатлениями) выяснить (словом)
информировать разузнать проинструктировать
объяснить приказать
осведомлять выпытать подействовать
объявить выведать
рапортовать разведать воздействовать
рассказать посоветовать
попросить
Таким образом, предложения по цели высказывания бывают…..
Молодцы! Замечательно поработали, открыли новые знания. Какую теперь задачу поставим перед собой?
Физ.минутка.
Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп…
Применение новых знаний на практике.
Закрепление.
1.Работа в паре . Карточка № 5.
Запишем предложения и укажем какие они по цели высказывания и интонации.
Пушистый зверёк прыгнул на ель. (Повеств., невоскл.)
Ты был в Астане? (Вопр., невоскл.)
Мойте руки перед едой. (Побудит., невоскл.)
Сколько грибов в лесу! (Повеств., воскл.)
Рефлексия.
Какие бывают предложения по цели высказывания?
Какова цель высказывания у повествовательного предложения?
Какова цель высказывания у вопросительного предложения?
Какова цель высказывания у побудительного предложения?
Молодцы, вы были очень активны, старались. Спасибо за урок.
Итог урока:
Кто хорошо разобрался с различными видами предложения по цели высказывания?
Домашнее задание.
Д/З стр.148 № 465
Личностно – ориентированный план работы учащегося.
Задания
Оценивание
3м
1.Каллиграфическая минутка:
1.Пропишите:
Соединение - ом, ал, ор, ик, ев.
2.Записать пословицу
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
8м
Карточка № 1. Работа в паре.
1.Найди лишние слова и выпишите их. Докажите.
Быстрый, машина, яркий, веселый.
Шкаф, парта, шофер, окно.
Ведет, ведро, водитель, дерево.
Шоссе, яма, кошка, ягода.
Мы, по, они, я, ты.
2. 1уровень: Разобрать по членам и надписать части речи.
2уровень: К существительным подобрать прилагательные.
3уровень: Проспрягать глагол, определи спряжение. Докажи.
4м
Карточка № 2.Спиши. Вставь где надо знаки препинания.
Уроки Вова делает после отдыха на воздухе в квартире тишина его ничто не отвлекает после выполнения каждого задания он отдыхает
2.Проверь правильность выполнения задания по ключу.
5м
Карточка № 3 для работы по методике ВЗАИМОТРЕНАЖА
2.Составить модель предложения.
5м
Карточка №4. Слова – волшебники.
5м
Работа в паре. Карточка № 5.
Записать предложения, расставить знаки препинания и указать какие они по цели высказывания и интонации.
Пушистый зверёк прыгнул на ель
Ты был в Астане
Мойте руки перед едой
Сколько грибов в лесу
Д/З стр.148 № 465
Критерии оценок
«5» - полностью доволен своей работой
«4» - не совсем доволен своей работой
«3» - в моей работе было много недостатков
«2» - не доволен совершенно
intonare буквально значит «громко произносить» «интонация»
Восклицательные предложения
повествовательным
Вчера выпал снег.
Вопросительные предложения
Сегодня ты покормил собаку?
Сегодня ты покормил собаку?
Сегодня ты покормил собаку?
логическим ударением .
И птиц щебетанье,
И шелест берёз?
Из чего только сделаны мальчики?
Из улиток, ракушек,
Побудительное предложение
Сядьте рядом на скамейке!
Примеры предложений
- Упражненье началось!
Ноги вместе! Руки врозь!
Раз, два, три, четыре!
Не мешайте мне трудиться!
Я водицы притащу
И колодезной водицей
russkiiyazyk.ru
Какие предложения по цели высказывания и интонации встречаются в русской речи?
Предложение представляет собой речевую единицу, которая сочетает в себе несколько слов, связанных между собой. Каждая такая конструкция обладает конкретным смыслом и интонацией. По интонации предложения бывают несколько видов. Заканчиваться они также могут соответственно с помощью разных знаков препинания. Какие бывают предложения по цели высказывания и интонации?
Разновидности конструкций по цели
Предложения по цели высказывания разделяются на повествовательные, вопросительные, побудительные. Каждые из них имеют свои особенности, которые следует разобрать подробнее.
Повествование
Повествовательные конструкции – это самые часто используемые предложения по цели высказывания и по интонации. Их целью является передача информации, которая утверждается или же, наоборот, отрицается.
Такая конструкция имеет законченную мысль, которая передается с применением определенного тона. Характеристика данного вида состоит в том, что человек выделяет основное слово более громким голосом, а заканчивает высказывание низким и спокойным тоном.
Данный вид встречается постоянно в речи людей. К примеру, когда ребенок сообщает своим ровесникам: «Сегодня мама подарила мне игрушку», «Я вчера смотрел интересный мультфильм» и так далее.
Конструкции могут быть также вопросительными. Они необходимы для того, чтобы спросить, узнать что-то у собеседника. Какими бывают предложения по типу вопроса? Такие конструкции разделяются на следующие разновидности:
- Общевопросительные, целью которых считается получение подтверждения либо отрицания определенных сведений. Ответ на них может быть односложным, просто «да» или «нет». Пример: «Игорь вчера был на работе?», «У вас есть хлеб?».
- Частновопросительные, задачей которых является получить новую информацию о каком-либо человеке, событии, действии и так далее. К примеру, «Во сколько подъедет машина?», «Кто сегодня будет дежурить?», «Какую погоду обещают завтра?».
Достигать цели, поставленные перед вопросительными фразами, помогает специальная интонация, которая применяется в устной речи, а также вопросительный знак, используемый человеком на письме. Также важную роль играют вопросительные слова: Кто? Почему? Когда?, частицы: разве, неужели.
Еще такие конструкции строятся по определенному порядку, сначала ставится вопросительное слово, потом все остальные слова, например, «Во сколько ты пойдешь в кино?».
Побуждение
Предложения по цели высказывания и по интонации могут быть еще и побудительными. Такие конструкции включают в себя некоторое волеизъявление человека. Целью подобной фразы является побуждение другого человека совершить какое-либо действие.
Такое предложение по цели используется, когда человек что-то просит, приказывает, говорит о своих пожеланиях другому человеку.
Задачи побудительного предложения могут достигаться благодаря применению определенной интонации, формы повелительного наклонения сказуемых и некоторых частиц, например, таких как «пускай», «давай».
Типы фраз по интонации
Какие бывают предложения по цели высказывания, теперь понятно, а какие бывают предложения по интонации?
По интонации предложения делятся на некоторые виды в зависимости от эмоциональности высказывания. Говорящий может произносить фразы спокойно, а может и эмоционально, соответственно меняя громкость и темп своей речи, а также расставляя в словарной конструкции по разному ударения. Поэтому по интонации предложения бывают восклицательные и невосклицательные.
Невосклицательные
Такие типы предложений по интонационной окраске встречаются ежедневно и используются чаще всего. Для их произношения не требуется проявлять эмоциональность и чувства, можно говорить умеренно и спокойно. Обычно такая конструкция является повествованием, вопросом, в редких случаях – побуждением. («Я вчера ходил в кино со своей девушкой.»).
Восклицательные
Данные типы предложений по эмоциональной окраске наоборот выражают чувства, передают эмоции. Они произносятся особенным тоном, нередко громким голосом. В большинстве случаев подобные виды предложений по интонации применяются во фразах, побуждающих к чему-либо. («Езжай медленно, на дороге гололедица!»).
Какими знаками заканчиваются разные типы фраз в письменной речи?
Виды предложений по интонации и цели выделяются на письме разными способами. Именно пунктуация позволяет человеку понять, какие речевые конструкции по цели и интонации находятся на бумаге или экране электронного устройства перед ним.
Необходимо знать следующие правила расстановки знаков препинания:
- Повествовательная невосклицательная фраза завершается точкой. («Вот и наступило долгожданное лето»).
- Вопросительная невосклицательная конструкция заканчивается вопросительным знаком. («Когда твой папа придет с работы?»).
- Побудительная невосклицательная фраза требует на конце постановку точки. («Перестань капризничать и кушай.»).
- Повествовательное восклицательное высказывание завершается восклицательным знаком. («Я сегодня себя так хорошо чувствую!»).
- Вопросительная восклицательная конструкция заканчивается двумя знаками - вопросительным и восклицательным. («Я могу тоже пойти за грибами?!»).
- Побудительное восклицательное высказывание должно быть законченно восклицательным знаком. («Слабонервным, просьба удалиться из аудитории!»).
Когда типы высказывания предложения бывают особенно эмоциональными, то можно ставить сразу несколько восклицательных знаков. («Осторожно, впереди обрыв. »).
В случае если конструкция обладает эффектом незавершенности, то требуется ставить в конце высказывания многоточие. («Мне очень жаль…»).
Теперь ясно, какие бывают предложения по интонации и цели. Важно знать их особенности, чтобы ваши высказывания были правильно восприняты окружающими людьми как в устной так и в письменной речи.
По интонации различаем восклицательные и невосклицательные предложения. По цели высказывания укажем предложения повествовательные, вопросительные и побудительные предложения.
Что такое интонация предложения?
Интонация является одной из важных характеристик предложения. Начнем с определения, что называется интонацией.
Это слово имеет латинское происхождение: глагол intonare буквально значит «громко произносить» . В синтаксисе русского языка термин «интонация» обозначает ритмико-мелодический строй предложения, как в устной речи оно произносится, с повышением или понижением тона.
Рассмотрим более подробно, с какой интонацией произносятся предложения и какую имеют эмоциональную окраску.
Виды предложений по интонации
По интонации и силе выраженного чувства, по эмоциональной окраске различают два вида предложений:
Невосклицательные предложения
Каждое предложение имеет интонацию конца предложения. Если высказывание произносится спокойно, без особой эмоциональной нагрузки в его конце, это невосклицательное предложение.
Примеры невосклицательных предложений
Поздно ночью пошёл сильный дождь. Он весело стучал в окна, лихо шумел в густой листве деревьев, деловито журчал в водосточных трубах (Л. Лагин).
Летом сразу бросаются в глаза обильные кисти с глянцевыми черными ягодами (В. Солоухин).
Большая площадь старого города над Днепром заросла травой. Здесь было тихо и чинно. Над собором екатеринских времен вились ласточки (А. Толстой).
Восклицательные предложения
Простые предложения могут дополнительно выражать эмоции и чувства говорящего. Тогда произносятся они с особой интонацией восклицания.
В деревне куда привольней, чем в городе. Можно и в лес за ягодами сходить, да и на речу - искупаться и порыбачить. А к обеду уха, да ещё какая! (Г. Скребицкий).
Последнее предложение в этом сообщении является по интонации является восклицательным, так как выражает чувство восхищения.
В восклицательных предложениях используются местоимения и наречия в роли усилительных частиц:
Голубушка, как хороша! Чем любоваться тут?
Ох, признаюсь - хоть это мне и больно- не прав и я! (И. А. Крылов)
Предложения по цели высказывания
По цели высказывания - сообщение, вопрос, побуждение - простые предложения делятся на три вида:
Восклицательным может быть каждое из этих простых предложений.
Повествовательное предложение
В устной речи предложение произносится спокойно и ровно, только голос повышается на одном из членов предложения и понижается к его концу. Это повествовательная интонация, а такой вид предложения называется повествовательным . В нём сообщается, констатируется о каком-либо событии или факте, например:
Вчера выпал снег.
Второй день льёт дождь как из ведра.
В конце повествовательного предложения ставится завершающий пунктуационный знак - точка.
Примеры повествовательных предложений в художественной литературе
Белая береза под моим окном принакрылась снегом точно серебром (С.Есенин).
Бесконечная дорога убегает лентой вдаль (С. Есенин).
В одном болоте, под дикой ивой, вывелись утята (М. Пришвин).
Одуванчики цветут с весны до осени (В. Солоухин).
Солнце уже спускалось за лес. Оно бросало несколько чуть теплых лучей, которые прорезывались огненной полосой через весь лес (И. Гончаров).
Вопросительные предложения
По цели высказывания различают вопросительные предложения , которые выражают вопрос. В устной речи голос интонационно повышается на том слове, который является главным в вопросе, например:
Сегодня ты покормил собаку?
Сегодня ты покормил собаку?
Сегодня ты покормил собаку?
Такое выделение голосом важного по смыслу слова в предложении называется смысловым, или логическим ударением .
В конце вопросительного предложения необходимо поставить вопросительный знак.
Примеры вопросительных предложений в художественной литературе
Знаете ли вы, какое наслаждение выехать весной до зари? (И.Тургенев).
Жалко стало ребятам, что лисенок убежал. Куда он такой маленький денется? Пропадет в лесу. Пришел дедушка, посмотрел нору, головой покачал и говорит:
- Нет, ребята. Это не лисенок ход прокопал. Это мать-лиса за ним приходила (В.Бианки).
Крошка-сын к отцу пришёл и спросила кроха:
- Что такое хорошо и что такое плохо? (В. Маяковский).
О чём эта песня вагонных колес,
И птиц щебетанье,
И шелест берёз?
О родине, только о родине (Расул Гамзатов).
Из чего только сделаны мальчики?
Из чего только сделаны мальчики?
Из улиток, ракушек,
И зеленых лягушек (С. Маршак).
Побудительное предложение
Если предложение выражает побуждение, просьбу, приказ, сильное чувство, то интонация становится побудительной. Тогда предложение произносится с повышением голоса, напряжённо. Для побудительного предложения характерен более высокий тон, чем при повествовательном, но более низкий, чем при вопросе.
Сядьте рядом на скамейке!
Давайте полюбуемся этой красотой!
Примеры предложений
Мартышка стала прямо. Попугай скомандовал:
- Упражненье началось!
Ноги вместе! Руки врозь!
Раз, два, три, четыре!
Ноги выше! Руки шире! (Григорий Остер)
А дождь идёт все сильнее и сильнее…Ползет к грибу мокрая Бабочка:
- Муравей, Муравей, пусти меня под грибок! Промокла я - лететь не могу! (В. Сутеев).
Не мешайте мне трудиться!
Я водицы притащу
И колодезной водицей
Всех, конечно, угощу (Е. Благинина).
Видеоурок «Какие бывают предложения по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске»
russkiiyazyk.ru
Виды предложений по интонации и цели высказывания
По интонации различаем восклицательные и невосклицательные предложения. По цели высказывания укажем предложения повествовательные, вопросительные и побудительные предложения.
Что такое интонация предложения?
Интонация является одной из важных характеристик предложения. Начнем с определения, что называется интонацией.
Это слово имеет латинское происхождение: глагол intonare буквально значит «громко произносить» . В синтаксисе русского языка термин «интонация» обозначает ритмико-мелодический строй предложения, как в устной речи оно произносится, с повышением или понижением тона.
Рассмотрим более подробно, с какой интонацией произносятся предложения и какую имеют эмоциональную окраску.
Виды предложений по интонации
По интонации и силе выраженного чувства, по эмоциональной окраске различают два вида предложений:
Невосклицательные предложения
Каждое предложение имеет интонацию конца предложения. Если высказывание произносится спокойно, без особой эмоциональной нагрузки в его конце, это невосклицательное предложение.
Примеры невосклицательных предложений
Поздно ночью пошёл сильный дождь. Он весело стучал в окна, лихо шумел в густой листве деревьев, деловито журчал в водосточных трубах (Л. Лагин).
Летом сразу бросаются в глаза обильные кисти с глянцевыми черными ягодами (В. Солоухин).
Большая площадь старого города над Днепром заросла травой. Здесь было тихо и чинно. Над собором екатеринских времен вились ласточки (А. Толстой).
Восклицательные предложения
Простые предложения могут дополнительно выражать эмоции и чувства говорящего. Тогда произносятся они с особой интонацией восклицания.
В деревне куда привольней, чем в городе. Можно и в лес за ягодами сходить, да и на речу - искупаться и порыбачить. А к обеду уха, да ещё какая! (Г. Скребицкий).
Последнее предложение в этом сообщении является по интонации является восклицательным, так как выражает чувство восхищения.
В восклицательных предложениях используются местоимения и наречия в роли усилительных частиц:
Голубушка, как хороша! Чем любоваться тут?
Ох, признаюсь - хоть это мне и больно- не прав и я! (И. А. Крылов)
Предложения по цели высказывания
По цели высказывания - сообщение, вопрос, побуждение - простые предложения делятся на три вида:
Восклицательным может быть каждое из этих простых предложений.
Повествовательное предложение
В устной речи предложение произносится спокойно и ровно, только голос повышается на одном из членов предложения и понижается к его концу. Это повествовательная интонация, а такой вид предложения называется повествовательным . В нём сообщается, констатируется о каком-либо событии или факте, например:
Вчера выпал снег.
Второй день льёт дождь как из ведра.
В конце повествовательного предложения ставится завершающий пунктуационный знак - точка.
Примеры повествовательных предложений в художественной литературе
Белая береза под моим окном принакрылась снегом точно серебром (С.Есенин).
Бесконечная дорога убегает лентой вдаль (С. Есенин).
В одном болоте, под дикой ивой, вывелись утята (М. Пришвин).
Одуванчики цветут с весны до осени (В. Солоухин).
Солнце уже спускалось за лес. Оно бросало несколько чуть теплых лучей, которые прорезывались огненной полосой через весь лес (И. Гончаров).
Вопросительные предложения
По цели высказывания различают вопросительные предложения , которые выражают вопрос. В устной речи голос интонационно повышается на том слове, который является главным в вопросе, например:
Сегодня ты покормил собаку?
Сегодня ты покормил собаку?
Сегодня ты покормил собаку?
Такое выделение голосом важного по смыслу слова в предложении называется смысловым, или логическим ударением .
В конце вопросительного предложения необходимо поставить вопросительный знак.
Примеры вопросительных предложений в художественной литературе
Знаете ли вы, какое наслаждение выехать весной до зари? (И.Тургенев).
Жалко стало ребятам, что лисенок убежал. Куда он такой маленький денется? Пропадет в лесу. Пришел дедушка, посмотрел нору, головой покачал и говорит:
- Нет, ребята. Это не лисенок ход прокопал. Это мать-лиса за ним приходила (В.Бианки).
Крошка-сын к отцу пришёл и спросила кроха:
- Что такое хорошо и что такое плохо? (В. Маяковский).
О чём эта песня вагонных колес,
И птиц щебетанье,
И шелест берёз?
О родине, только о родине (Расул Гамзатов).
Из чего только сделаны мальчики?
Из чего только сделаны мальчики?
Из улиток, ракушек,
И зеленых лягушек (С. Маршак).
Побудительное предложение
Если предложение выражает побуждение, просьбу, приказ, сильное чувство, то интонация становится побудительной. Тогда предложение произносится с повышением голоса, напряжённо. Для побудительного предложения характерен более высокий тон, чем при повествовательном, но более низкий, чем при вопросе.
Сядьте рядом на скамейке!
Давайте полюбуемся этой красотой!
Примеры предложений
Мартышка стала прямо. Попугай скомандовал:
- Упражненье началось!
Ноги вместе! Руки врозь!
Раз, два, три, четыре!
Ноги выше! Руки шире! (Григорий Остер)
А дождь идёт все сильнее и сильнее…Ползет к грибу мокрая Бабочка:
- Муравей, Муравей, пусти меня под грибок! Промокла я - лететь не могу! (В. Сутеев).
Не мешайте мне трудиться!
Я водицы притащу
И колодезной водицей
Всех, конечно, угощу (Е. Благинина).
Видеоурок «Какие бывают предложения по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске»
russkiiyazyk.ru
Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации
Этот видеоурок доступен по абонементу
У вас уже есть абонемент? Войти
Сегодня на занятии мы узнаем, что такое предложение. Разберем, какими предложения бывают по цели высказывания и эмоциональной окраске. На примере отрывка из сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» научимся разбираться в видах предложений.
Определение предложения
Предложение – это единица синтаксиса, которая выражает относительно законченную мысль и характеризуется интонационной завершённостью.
Функция предложения коммуникативная . Оно является единицей общения.
Прослушивание отрывка сказки
Прослушав отрывок из сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц», обратите внимание на то, что одни предложения сообщают что-то, другие спрашивают, в третьих слышна просьба (см. урок с 00:51 по 01:36) (рис. 1).
Рис. 1. Текст прослушанного отрывка из сказки
Выделим предложения, в которых содержится вопрос (рис.2).
Рис. 2. Вопросительное предложение
Выделим предложения, в которых содержится просьба (рис. 3).
Рис. 3. Предложения с просьбой
Оставшиеся предложения из отрывка передают информацию, о чем-то сообщают.
Предложения по цели высказывания
В зависимости от цели высказывания предложения делятся на три группы: повествовательные, побудительные, вопросительные .
Основным назначением повествовательных предложений является сообщение об определенных явлениях действительности, т. е. передача информации собеседнику (рис. 4).
Рис. 4. Примеры повествовательного предложения
Вопросительные предложения нужны для выражения вопроса (рис. 5).
Рис. 5. Примеры вопросительного предложения
Назначением побудительных предложений является побуждение к действию того, к кому обращена речь (рис. 6).
Рис. 6. Пример побудительных предложений
Побудительные, повествовательные и вопросительные предложения могут эмоционально окрашиваться. Они выражают отношение или переживания человека, который говорит, и называются восклицательными (рис. 7).
Рис. 7. Примеры восклицательных предложений
Обратите внимание, как в зависимости от интонации меняются знаки препинания в конце предложения (рис. 8).
Рис. 8. Зависимость знаков препинания от интонации
Тренировочное упражнение
Из текста необходимо выписать по одному примеру побудительного, повествовательного и вопросительного предложения (рис. 9).
Рис. 9. Текст упражнения
Пример вопросительного предложения (рис. 10).
Рис. 10. Вопросительное предложение
Пример побудительного предложения (рис. 11).
Рис. 11. Побудительное предложение
Пример повествовательного предложения (рис. 12).
Рис. 12. Повествовательное предложение
Заключение
На занятии мы выяснили, что по цели высказывания бывают повествовательные, вопросительные и побудительные предложения, а по интонации – восклицательные и невосклицательные.
Список литературы
- Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 5 класс. В 3-х частях. – 9-е изд., перераб. – М.: 2012 Часть 1 – 182 с., Часть 2 – 167 с., Часть 3 – 63 с.
- Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 класс. Учебник в 2 частях. – М.: Просвещение, 2012. – Часть 1 – 192 с.; Часть 2 – 176 с.
- Русский язык. 5 класс / Под ред. Разумовской М.М., Леканта П.А. – М.: 2012 – 318 с.
- Рыбченкова Л.М. и др. Русский язык. 5 класс. Учебник в 2 частях – М.: Просвещение, 2014. – Часть 1 – 127 с., Часть 2 – 160 с.
- Интернет портал «Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”» (Источник)
- Интернет портал «Школьный помощник» (Источник)
- Интернет портал «ЯКласс» (Источник)
Домашнее задание
- Что такое предложение, какова его функция в общении?
- Какие существуют виды предложений по цели высказывания?
- Как называют эмоционально окрашенные предложения?
Закон україни про держслужбу О. Кривецький, голов. ред. НЮБ НБУВ Новий Закон України «Про державну службу» Сучасна демократична держава не може існувати без ефективного функціонування органів виконавчої влади. Від безперервної та […]
По цели высказывания различаются повествовательные, вопросительные и побудительные предложения.
Повествовательные предложения – это такие предложения, в которых о чём-то сообщается, повествуется.
Вопросительные предложения – это такие предложения, в которых содержится вопрос.
Побудительные предложения – это такие предложения, в которых есть побуждение чего-либо к действию.
30. Восклицательные предложения – это такие предложения, которые произносятся с особой выразительной интонацией, выражающей сильные чувства.
Невосклицательные предложения – это такие предложения, которые произносятся спокойным тоном, без ярко выраженных чувств.
21. Второстепенные члены предложения – это такие члены предложения, которые поясняют, дополняют главные или другие второстепенные.
Подлежащее – это главный член предложения, который отвечает на вопросы или падежи кто? что?; обозначает предмет речи и выражено существительным или местоимением в И.П.
Схема разбора подлежащего:
по определению
Сказуемое – это главный член предложения, который обозначает то, о чём говорится о предмете речи и отвечает на вопросы что делает предмет? какой предмет?что такое предмет?
Девочка любит брата.
Девочка опрятная.
Девочка – это ребёнок.
Сказуемое выражается глаголом, именем существительным, прилагательным в полной и краткой формах.
Если сказуемое выражено глаголом, то оно обозначается действие предмета, а если сказуемое выражено существительным или прилагательным, то оно обозначает качество предмета.
32. Нераспространённые предложения – это такие предложения, которые состоят только из главных членов.
Распространённые предложения – это такие предложения, в которых кроме главных членов есть второстепенные члены.
Дополнение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет или лицо. Дополнения обычно выражаются существительными или местоимениями в косвенном падеже.
Определение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей? и обозначает признак предмета. Определение обычно выражается прилагательным.
Обстоятельство – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы где? зачем? куда? откуда? почему? когда? и как? Обстоятельства обозначают место , время и способ действия.
Обстоятельства обычно выражаются наречиями или существительными в косвенных падежах.
Однородные члены предложения – это такие члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения.
Ласточки, грачи, дрозды, жаворонки и соловьи осенью улетают в тёплые края.
Однородные члены не зависят друг от друга и произносятся с интонацией перечисления. Однородными членами могут быть и главные, и второстепенные члены предложения.
Колхозница работала на холодном поле, на чёрной земле, на бескрайних русских просторах.
Однородные члены: - обстоятельство
Подлежащее, - сказуемое,
Определение, - дополнение.
Порядок ответа по второстепенным членам предложения
Ласточки, грачи, дрозды, жаворонки, соловьи – это однородные члены предложения, так как они относятся к одному и тому же сказуемому, отвечают на один и тот же вопрос (кто?), обозначают предмет речи и выражены именем существительным в И. п.
33. Синтаксическая роль слова – это то, каким членом предложения слово является.
Простое предложение – это такое предложение, в котором только одна грамматическая основа.
Я читаю интересную книгу. (простое)
Сложное предложение – это такое предложение, в котором две или более грамматических основ.
Я читаю книгу, а Наташа делает уроки (сложное).
– это характеристика предложения в целом.
Синтаксический разбор предложения (простого)
Порядок разбора
1. Вид предложения по наличию грамматических основ (простое или сложное).
2. Вид предложения по цели высказывания.
3. Вид предложения по интонации (восклицательное или невосклицательное).
4. Вид предложения по наличию второстепенных членов.
5. Второстепенные члены (если есть).
6. Однородные члены (если есть).
7. Обращения (если есть).
Я иду в кино. (простое, повествоват., невосклиц., распростран., ничем не осложнено)
Птицы и звери готовятся к зиме (простое, повествов., невосклиц., распростр., осложнено однородными членами).
Я, милая мама, хорошо учусь (простое, повествов., невосклиц., распростран., осложнено обращением).
34. Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложном предложении.
Сложное предложение состоит из двух или нескольких простых предложений. Сложное предложение, как и простое, представляет собой единое целое. Предложения, которые входят в его состав, связаны друг с другом по смыслу и интонацией. Основные средства связи простых предложений в составе сложного: 1. Интонация. 2. Союзы.
В русском языке сложные предложения делятся на 3 группы:
1. Сложносочинённые.
2. Сложноподчинённые.
3. Бессоюзные сложные.
Признаки сложносочинённого предложения
1. Простые предложения в составе такого сложного предложения равноправны по смыслу, самостоятельны, они не зависят друг от друга, они легко употребляются друг без друга (одно без другого).
Всю зиму провела ласточка в подземелье, а девочка ухаживала за ней (сложносочинённое предложение).
2. От одного простого предложения в составе такого сложного предложения нельзя поставить вопрос к другому простому предложению.
3. Сочинительные союзы, используемые в сложносочинённом предложении, употребляются и для связи однородных членов предложения в простом предложении. Это союзы а, но, да, и.
Девочка смотрела на улетающую ласточку, и слёзы закапали у неё из глаз (сложносочинённое предложение).
Дюймовочка плакала и жалела ласточку (простое предложение).
а, но, да (=но) – перед ними всегда ставим запятую (если союзы соединяют однородные члены или простые предложения в составе сложного (сложносочинённого).
Перед союзом и в сложносочинённом предложении ставим запятую, если этот союз соединяет два простых предложения в составе сложного.
Признаки сложноподчинённого предложения.
1. В сложноподчинённом предложении есть главное и придаточное (зависимое) предложение.
2. От главного предложения к придаточному можно задать вопрос, так как одно простое предложение в таком сложном предложении подчинено по смыслу другому.
Ласточка рассказала Дюймовочке, что она поранила крыло о терновый куст (сложноподчин. предлож.).
3. Союз или союзное слово находятся в придаточном предложении.
4. Союзы и союзные слова сложноподчинённого предложения никогда не используются при однородных членах предложений.
Союзы и союзные слова, которые чаще всего используются в сложноподчинённых предложениях, - это подчинительные союзы. Перед ними всегда ставим запятую:
…., что…… …., чтобы…. …..,как будто……
…., если… …., как…. …., потому что…..
…., оттого что…. …, где…. …, когда….
…., который…..
5. Вопрос к придаточному предложению ставится от всего главного предложения или от одного слова в главном предложении.
6. Одно и то же придаточное предложение может стоять перед ними после главного предложения.
Если светит солнце, то на улице тепло (сложноподчин. предл.).
На улице тепло, если светит солнце (сложноподчинен. предлож.).
В сложноподчинённом предложении может быть несколько придаточных предложений.
Я живу в доме, который находится на улице Урицкого, где много зелёных насаждений.
Ответы по русскому языку. 3 класс. Проверочные работы. Канакина В.П., Щёголева Г.С.
Текст. Предложение. Словосочетание
Предложение
Виды предложений по цели высказывания и по интонации
Ответы к стр. 6 — 7
1. Прочитай. Соотнеси названия предложений с их видом по цели высказывания и по интонации. Впиши названия видов предложений из слов для справок в нужную группу.
2 ∗ . Прочитай пословицы и загадки. Отгадай загадки. Определи вид предложений по цели высказывания. Впиши номера предложений, которые соответствуют каждому из данных видов предложений.
1) Добрые дела красят человека.
2) Береги нос в большой мороз.
3) Что растёт со шляпкой? Гриб
.
4) Кто на своей голове лес носит? Лось
.
5) От скуки бери дело в руки.
6) Плохая шутка до добра не доведёт.
Повествовательные: 1
, 6
.
Вопросительные: 3
, 4
.
Побудительные: 2
, 5
.
3 ∗ . Прочитай диалог маленького Енотика и мамы. Подчеркни предложения, которые отличаются от других по интонации. Отметь √ , какие это предложения по интонации и по цели высказывания.
- Батюшки, на кого ты похож?!
Ты это где извозился? Почему вся шёрстка в мусоре?
- А я муравейник ворошил.
- Почему лапы в болотной тине?
- А я за лягушкой гонялся.
- Нос почему в земле?!
- Я жука выкапывал…
(Э. Шим)
повествовательные √
вопросительные
побудительные √
восклицательные
невосклицательные
Выпиши из диалога любое вопросительное невосклицательное предложение.
Почему лапы в болотной тине?
4 ∗ . Прочитай загадки об одном и том же растении. Отгадай. Вставь пропущенный знак в конце предложений.
Растёт зелёный кустик,
Дотронешься - укусит.
(И. Демьянов)