Учим русский язык. Частицы Какое значение имеют частицы не и лишь


Частица - служебная часть речи, которая вносит в предложение различные оттенки значения или служит для образования форм слов.
Частицы не изменяются и не являются членами предложения.
По значения и роли в предложении частицы делятся на три разряда: формообразующие, отрицательные и модальные.

Формообразующие частицы

К формообразующим относятся частицы, которые служат для образования условного и повелительного наклонения глагола.
Частица бы (б) может стоять перед глаголом, к которому относится, после глагола, может отделяться от глагола другими словами.

Отрицательные частицы

К отрицательным относятся частицы не и ни .
Частица не может придавать предложения или отдельным словам не только отрицательное, но и положительное значение при двойном отрицании.

Значение частицы не

  1. Отрицательное значение.

всего предложения: Не спешите с ответом. Не бывать этому.

отдельного слова: Перед нами оказалась не маленькая, а большая поляна.

  1. Положительное значение.

Товарищ не мог не помочь мне.

Отрицательная частица ни может иметь, кроме отрицательного, другие значения.

Значение частицы ни

  1. Отрицательное значение в предложении без подлежащего.
    Ни с места! Вокруг ни души.
  2. Усиление отрицания в предложениях с частицей ни и со словом нет .
    Вокруг нет ни души. Не видно ни кустика.
  3. Обобщающее значение в предложениях с отрицательным местоимением и наречием.
    Что ни (=всё ) делал бы, всё у него получалось. Куда ни (=всюду ) посмотришь, везде поля и поля.

Модальные частицы

К модальным относятся частицы, которые вносят в предложение различные смысловые оттенки, а также выражают чувства и отношение говорящего.

Частицы, вносящие в предложение смысловые оттенки, делятся на группы по значению:

  1. Вопрос : ли, разве, неужели
  2. Указание : вот (а вот), вон (а вон)
  3. Уточнение : именно, как раз
  4. Выделение, ограничение : только, лишь, исключительно, почти

Частицы, выражающие чувства и отношение говорящего, также делятся на группы по значению:

  1. Восклицание : что за, как
  2. Сомнение : вряд ли, едва ли
  3. Усиление : даже, даже и, ни, и, же, ведь, уж, всё, всё-таки
  4. Смягчение, требование : -каМеждометие

Междометие - особая часть речи, которая выражает, но не называет различные чувства и побуждения.
Междометия не входят ни в самостоятельные, ни в служебные части речи.
Междометия не изменяются и не являются членами предложения. Но иногда междометия употребляются в значении других частей речи. При этом междометие принимает конкретное лексическое значение и становится членом предложения. Междометия не называют ни предметов, ни действий, ни признаков (как самостоятельные части речи), не выражают отношений между самостоятельными словами и не служат для связи слов (как служебные части речи). Междометия передают наши чувства. Для выражения изумления, восторга, страха и др., мы используем такие междометия, как ах, ох, ух; для выражения чувства холода – бр-р, для выражения страха или боли – ой и т.д.

Разделы: Начальная школа

Цель:

  1. Формирование знаний о правописании частицы не с глаголами.
  2. Развитие умения наблюдать, сравнивать, анализировать.
  3. Воспитание терпения, умения слушать других.

Ход урока

I. Наблюдение.

На доске текст:

Танцевать я не умею,
И стихов я не пишу,
Самолетики не клею,
За футболом не слежу.
Не умею петь я басом
И из глины не леплю,
Но зато один из класса
Я ушами шевелю!!!

Проведите наблюдение над записями на доске. Что можете о них сказать?
- Это текст.
- Чем интересен этот текст? Какой это текст по стилю, по типу? Дайте ему характеристику.
- Текст – стихотворение. Тип – повествование, по стилю художественный.
- Найдите в этом тексте служебные части речи и разделите их на группы.

Самостоятельная работа. Ученики выписывают служебные части речи и делят на группы.

Проверка. Мнения учеников.

Здесь три группы: союзы, частицы и предлоги.
- Какие из этих частей речи придают дополнительные оттенки значения предложениям текста?
- Частицы.
- Какое значение вносит в предложение частица не?
- Отрицательное.
- Попробуйте прочесть текст без частицы не. Что получилось?
- Нарушился смысл.
- Какими делает предложения частица не?
- Отрицательными.
- Что отрицает и что утверждает герой стихотворения?

Высказывания детей.

Как бы вы назвали те предложения, в которых герой уверяет нас в том, что он умеет?

Высказывания детей и подведение к мысли, что их можно назвать утвердительными.

Какими эти предложения являются по отношению к отрицательным.
- Противоположны. Антонимичны.

Дети делают вывод:

Предложения текста можно разделить на утвердительные и отрицательные.
- Выпишите из текста частицу не вместе с тем словом, с которым она связана. Определите, к какой части речи относится это слово. Какой вывод можно сделать?

Вывод: частица не с глаголами пишется раздельно.

II. Определение темы урока.

Определите тему, задачу и цель урока.

Дети называют тему урока.

Правописание "не" с глаголами.

Задача:

Как писать не с глаголами.

Цель:

Научиться правильно писать не с глаголами. Выработать алгоритм.

III. Создание проблемной ситуации.

А сейчас я предложу вашему вниманию одну грамматическую сказку (учитель зачитывает сказку) :

Частица "Не" мечтала подружиться с Глаголом. Но как она не старалась, Глагол все равно избегал ее. Возмущению частицы "Не" не было предела: "Ненавижу, негодую!" – кричала она Глаголу при встрече. И тут случилось чудо: Глагол перестал избегать общества скандальной частицы.

Все ли слова понятны в сказке?

Негодовать – непонятно значение слова, которое выкрикнула частица.

(Учитель вывешивает на доску табличку, на которой напечатано слово негодовать и зачитывает лексическое значение слова, указав источник – толковый словарь С.И. Ожегова.)

Определите грамматическое значение слова негодовать.
- Это глагол.
- С какой проблемой столкнулись? Назовите проблему.
- Мы открыли правило, что не пишется с глаголами раздельно, а столкнулись с тем, что не написана слитно с глаголом.

Проблема: с какими глаголами не пишется раздельно, а с какими – слитно и почему?

Как решить эту проблему? Ваши предложения-гипотезы.

Ученики выдвигают версии. Все гипотезы учитель записывает на доску.

  1. Попробовать вставить между ними слово (также как проверяется предлог).
  2. Попробовать убрать "не".

(каждая гипотеза проверяется; если гипотеза верная, то напротив нее учитель ставит +.)

Чем стала частица "не" в глаголе негодовать?
- "Не" стала приставкой "не".
- Какие цели и задачи теперь стоят перед вами?

Задача: как отличить частицу не от приставки не глаголе.

Цель: научиться определять, когда не писать с глаголами слитно, а когда – раздельно.

IV. Закрепление.

Создайте алгоритм действий по решению поставленной задачи.

Дети предлагают, учитель записывает на доску алгоритм:

  1. Определить часть речи.
  2. Если это глагол с не, то попробовать вставить между ними слово, или убрать не.
  3. Если слово употребляется без не, то не – это частица, а если – нет, то не – это приставка.

Затем учитель предлагает самостоятельно поработать с заданием на доске.

Используя полученный алгоритм, запишите глаголы с не, раскрывая скобки, и распределяя на группы.

IV. Самостоятельная работа.

V. Проверка.

Какую задачу решали, выполняя задание? Сделайте выводы по теме урока.

(по времени - работа с учебником: упр. 218. Выписать только глаголы с не по группам.)

VI. Итог. Выводы.

VII. Домашнее задание:

Составить правила поведения на уроках и на переменах с использованием частицы "не".

Частица - это служебная часть речи, которая служит для выражения оттенков значений слов, словосочетаний, предложений и для образования форм слов.

В соответствии с этим частицы принято делить на два разряда - модальные (смысловые) и формообразующие.

Частицы не изменяются, не являются членами предложения.

В школьной грамматике, однако, принято подчеркивать отрицательную частицу не вместе с тем словом, к которой она относится; особенно это касается глаголов.

К формообразующим частицам относят частицы, служащие для образования форм условного и повелительного наклонения глагола. К ним относятся следующие: бы (показатель условного наклонения), пусть, пускай, да, давай(те) (показатели повелительного наклонения). В отличие от смысловых частиц, формообразующие частицы являются компонентами глагольной формы и входят в состав того же члена предложения, что и глагол, подчеркиваются вместе с ним даже при неконтактном расположении, например: Я бы не опоздал , если бы не пошел дождь.

Модальные (смысловые) частицы выражают смысловые оттенки, чувства и отношения говорящего. По конкретному выражаемому им значению они делятся на такие группы:

1) отрицательные: не, ни, вовсе не, далеко не, отнюдь не;

2) вопросительные: неужели, разве, ли (ль);

3) указательные: вот, вон, это ;

4) уточняющие: именно, как раз, прямо, точно, точь-в-точь ;

5) ограничительно-выделительные: только, лишь, исключительно, почти, единственно, -то;

6) восклицательные: что за, ну и, как;

7) усилительные: даже, же, ни, ведь, уж, все-таки, ну ;

8) со значением сомнения: едва ли; вряд ли.

В некоторых исследованиях выделяются и другие группы частиц, поскольку не все частицы могут быть включены в указанные группы (например, дескать, якобы, мол).

Частица ни выступает как отрицательная в конструкциях безличного предложения с опущенным сказуемым (В комнате ни звука) и как усилительная при наличии уже выраженного отрицания (В комнате не слышно ни звука). При повторении частица ни выступает в роли повторяющегося сочинительного союза (В комнате не слышно ни шорохов, ни других звуков).

Модальную (смысловую) частицу -то надо отличать от словообразующего постфикса -то, выступающего как средство образования неопределенных местоимений и наречий. Сравним: какой-то, где-то (постфикс) - Я-то знаю, куда надо идти (частица).

Не являются частицами постфиксы -ся (-сь), -то, -либо, -нибудь и приставки не и ни в составе отрицательных и неопределенных местоимений и наречий, а также причастий и прилагательных независимо от слитного или раздельного написания.

Морфологический разбор частицы

Частицы разбираются по следующему плану:

I. Часть речи. Грамматическая роль (для чего служит).

II. Морфологические признаки: разряд по значению

Согласно школьной грамматике, по этой схеме должны быть разобраны все частицы - и смысловые, и формообразующие, однако надо отметить, что формообразующая частица является компонентом глагольной формы и выписывается при морфологическом разборе вместе с глаголом при разборе глагола как части речи.

Образец морфологического разбора частицы:

Я не утверждаю, что он совсем нисколько не пострадал; я лишь убедился теперь вполне, что он мог бы продолжать о своих аравитянах сколько ему угодно, дав только нужные объяснения (Ф. М. Достоевский).

I. Не - частица

II. неизменяемая, модальная (смысловая), отрицательная.

I. лишь - частица

I. только - частица

II. неизменяемая, модальная (смысловая), ограничительно-выделительная.

По школьной грамматике, в этом предложении следует также разобрать частицу бы следующим образом:

I. бы - частица

II. неизменяемая, формообразующая, служит для образования формы условного наклонения глагола.

июня 24 2011

Функция № 1. Частицы служат для образования формы слова (повелительного и условного наклонения глаголов, превосходной степени прилагательного и наречия):
Частица ДАВАЙ(ТЕ) употребляется в том случае, если хочет выразить приказ, требование, совет или просьбу: давай(те) петь;
Частица БЫ указывает на то, что действие возможно при определённом условии: читал бы, пошел бы;
Частицы ПУСТЬ, ПУСКАЙ, ДА, ЧТОБ помогают автору выразить побуждение к чему-либо: Уж не мешайте, пусть я расскажу! Да будет свет! Чтоб ты подавился!
Частицы БОЛЕЕ, МЕНЕЕ, САМЫЙ помогают подчеркнуть превосходство признака: Эта коробка более вместительная. Сегодня на улице менее жарко, чем вчера.

Функция № 2. Частицы вносят в предложение различные оттенки значения, а также выражают чувства и отношение говорящего к тому, о чём говорится в предложении.

А) С помощью частицы НЕ можно выразить:
Отрицание (Он не приехал сегодня. Он приехал не сегодня. Сегодня приехал не он);
Неуверенное отрицание (Полянка - не полянка, а все-таки чистенькое место);
Неопределенность или неясность признака (Извозчик попался: едет - не едет);
Безразличие (Плачь не плачь, былого не воротишь);
Полноту и длительность действия (Возить вам не перевозить. Гляжу на вас не нагляжусь);
Высокую степень и длительность эмоционального состояния (не налюбуется, не надышится);
Утверждающую реплику-повтор (Нужно приданое? Как не нужно, конечно, нужно);
Категорическое отрицание (Знать не знаю, ведать не ведаю).
Б) Частица НИ выражает:
Отрицание (Ни души. Ни звука. Ни малейшей надежды);
Усиление отрицания (Мы не слышали ни звука);
Перечисление (Для тебя нет ни письма, ни посылки, ни телеграммы).
В) Частицы ЛИ, НЕУЖЕЛИ, РАЗВЕ, НИКАК выражают вопрос (Давно ли он ушел? Неужели это правда? Разве ты ему веришь? Никак ты болен?)

Г) Частицы ЧТО ЗА и КАК - восклицание (Что за прелесть эти ! Как прекрасен это мир!)

Д) Частицы ВОТ (А ВОТ), ВОН (А ВОН) - указание (Вот уже кое-где мелькает еле заметная травка).

Е) Частицы ВРЯД ЛИ, ЕДВА ЛИ - сомнение (Вряд ли твой доклад понравится слушателям)

Ж) Частицы ИМЕННО, КАК РАЗ - уточнение (Как раз это предложеие подходит для концовки сочинения)

З) Частица - С вносит в речь оттенок почтительности или иронии (Извольте-с. Слушаю-с. Ну-с, что такое у нас тут случилось?)

И) Частица - КА смягчает просьбу, побуждение (помолчи-ка, сходим-ка вместе).

К) Частицы ДА, ЕСТЬ и НЕТ выражают утверждение или отрицание (- Выполняйте. - Есть!)

Л) Частицы ТОЛЬКО, ЛИШЬ, ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО, ПОЧТИ помогают выделить отдельные слова и выражения (Гласные звуки состоят только из голоса)

М) Частицы ДАЖЕ (И), НИ, И, ЖЕ, ВЕДЬ, УЖ, ВСЁ, ВСЁ-ТАКИ, - ТО усиляют роль некоторых слов (Даже ты не веришь мне! Я очень занят, но всё-таки помогу тебе.)

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Частицы и их роль в предложении . Литературные сочинения!

Ох уж эти частицы! Сколько учили, сколько тренировались, а не можем запомнить: то перепутаем их с союзами, то с наречиями. Так и хочется закричать: "Помогите!"

Прежде всего запомните, что выучить частицы "списком" не получится. Нужно разобраться с особенностями этой служебной части речи, состав которой постоянно пополняется.

Он растёт за счёт союзов (а, и, да, либо, ли), наречий (точно, прямо, едва, уж), местоимений (что, всё) и даже глаголов (вишь, бишь, пускай, давай, почти, нибудь). Такие частицы по своему происхождению считаются производными. Собственно частиц не очень много, самые известные - это НЕ, НИ, ЖЕ, ВОТ, ВОН, -КА. Эти частицы являются непроизводными.

По своему составу частицы делятся на простые и составные. Когда частица состоит из одного слова, то она называется простой (Вот незадача! Куда же она делась?). Если из двух слов, реже из трёх, то она уже составная (Как раз тебя я искала. А то нет?).

Только сравнивая похожие слова в определённом контексте, можно правильно определить, где сама частица, а где её омоним - союз или наречие. Выяснять различия лучше всего в предложении, потому что у частиц и их "двойников" здесь сразу проявляются особые свойства.

Для примера возьмём четыре предложения: Мир очень большой и очень красивый. И Москва не сразу строилась. Она объясняла всё просто и понятно. Просто я заблудился в незнакомом месте.

В первом предложении союз И связывает два однородных составных именных сказуемых "большой" и "красивый". Во втором - частица И усиливает значение подлежащего "Москва". Союзы связывают не только однородные члены, но и части сложного предложения. А частицы не могут быть средством связи, они играют совершенно другую роль: вносят дополнительные смысловые оттенки или помогают образовать форму слова, но об этом чуть позже. В третьем предложении наречие ПРОСТО зависит от сказуемого "объясняла" и выполняет роль обстоятельства образа действия. В четвёртом - частица ПРОСТО не является членом предложения, к ней нельзя поставить вопрос от сказуемого "заблудился", и она только усиливает смысл предложения.

Мы используем частицы практически в каждом предложении, но часто не замечаем этих маленьких "тружеников" языка. А без них нельзя обойтись, особенно в разговорной речи, где они объединяются друг с другом и становятся составными: Вот так задачка! Ай да Петька, милый плут! Вот и кончились уроки...

Быстро запоминаются и легко узнаются формообразующие частицы, их немного:

БЫ, Б служат для образования форм условного наклонения глагола, имеют значение возможности, предположительности действия, могут занимать в предложении разное место (Был бы я волшебником, я бы сделал всех людей счастливыми.);

ДА, ДАВАЙ, ДАВАЙТЕ, ПУСКАЙ, ПУСТЬ помогают глаголу образовать форму повелительного наклонения и иногда действуют заодно с частицей КА, выражающей смягчение требования или просьбы: ДАЙ-КА, ДАВАЙ-КА, ДАВАЙТЕ-КА, ДАЙТЕ-КА, НУ-КА (Да здравствует мир на планете! Дай-ка книгу почитать.).

Нельзя забыть и частицы, которые помогают образовывать некоторые сравнительные формы имён прилагательных и наречий. Составная сравнительная степень у прилагательных и наречий образуется с помощью частиц БОЛЕЕ, МЕНЕЕ: более сильный, менее быстрый; более быстро, менее сильно. А составная превосходная у прилагательных требует наличие частиц САМЫЙ, НАИБОЛЕЕ, НАИМЕНЕЕ: самый сильный, наиболее быстрый, наименее удачный).

Есть элементы, которые считаются словообразовательными по своей сути: -ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ, КОЕ-, НЕ-, НИ-. Они участвуют в образовании неопределённых и отрицательных местоимений и наречий. Эти "строительные кирпичики" утратили свою принадлежность к частицам, так как перестали быть отдельными словами.

И всё же чаще всего мы имеем дело со смысловыми частицами, в некоторых школьных учебниках они называются модальными. Их виды по значению особенно многочисленны, и самое главное - трудно запоминаются. Итак, приготовьтесь! В начале таблицы указаны частицы, наиболее употребительные в речи. В самом конце приводятся три группы частиц, часто не попадающие в привычную классификацию.

Разряды частиц

ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ служат для выражения вопроса

Неужели, ужели, ужель, разве, ли, ль, что ли

Неужели вы ушли? Ужели близок час свиданья? Ужель та самая Татьяна?.. Разве ты болен? Не закрыть ли окно? Ты ль вчера приходил? Пойдём, что ли?

ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ служат для выражения эмоций

Что за, как, вот так, вот и, уж и, ишь как, ишь какой, ну, ну и, просто

Что за прелесть, эти сказки! Как красиво кругом! Вот так чудеса! Вот и верь им! Уж и молодец! Ишь как раскричался! Ишь какой смелый! Ну красота, так красота! Ну и денёк! Просто прелесть!

УКАЗАТЕЛЬНЫЕ служат для указания на предметы, явления, события

Вот, вот и, вон, это

Вот рощица, вот тропинка. Вот и конец. Вон лежит книга. Это стол накрыли к обеду.

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ служат для выражения отрицания

Не, отнюдь не, вовсе не, далеко не, ни, нет, никак нет

Не могу спать. Отнюдь не жаркий день. Вовсе не ты виноват. Далеко не бедный человек. Ни с места! Нет, не уходите! - Готов? - Никак нет.

УСИЛИТЕЛЬНЫЕ служат для усиления отдельных слов

Ведь, даже, и, же, уж, ох уж, всё-таки, а всё ж таки, всё, ни, да и

Ведь я говорил вам. Даже ты против. Она и не думала уходить. Чем же заняться? Уж вы знаете. Ох уж этот Федя. Он мне всё-таки друг. А всё ж таки она вертится! Она всё вяжет и вяжет. Ни слова не сказал. Да и мы пойдём домой.

УТОЧНЯЮЩИЕ служат для уточнения смысла отдельного слова

Именно, как раз, ровно, точно, прямо, приблизительно, чуть не, совсем

Именно она готова идти за тобой. Как раз сегодня ты очень нужен. Я жду тебя ровно в пять. Ты точно как дедушка. Он прямо смеётся в глаза. Приблизительно в апреле начнём подготовку к выпускному. Я чуть не потеряла деньги. Он совсем замёрз.

ВЫДЕЛИТЕЛЬНЫЕ служат для выделения и ограничения слов

Только, лишь, только лишь, один лишь, всего лишь, разве что, исключительно, почти, -то, хоть, хотя бы

Только во время работы я отдыхаю. Лишь он может помочь. Мы были там только лишь раз. Один лишь я остался. Всего лишь раз сады цветут. Я не буду ужинать, разве что чаю попью. Доверяли почту исключительно ему. Почти всё готово. Только Он-то не знал. Хоть воды напиться. Хотя бы раз ты прислушался к советам старших.

СО ЗНАЧЕНИЕМ СОМНЕНИЯ служат для выражения сомнения

Едва ли, вряд ли, как бы, вроде, разве что, вишь

Едва ли теперь найдёшь грибы. Вряд ли мы сможем здесь пройти. Как бы чего не вышло. Она вроде обещала приехать. Разве что борща сварить. Вишь, что выдумал.

СРАВНИТЕЛЬНЫЕ

Будто, будто бы, словно

Будто я один виноват! Где-то будто бы слышны раскаты грома. Волны на Байкале словно на море.

УТВЕРДИТЕЛЬНЫЕ

Да, так, ладно, хорошо, так точно, вот именно, а как же, определённо

Да, нехорошо получилось. Так, допустим. - Сделаешь? - Хорошо. - Выполняйте приказ! - Так точно! - Мы согласны с вами. - Вот именно. - Свет выключен? - А как же! - Вы готовы? - Определённо.

СО ЗНАЧЕНИЕМ ЧУЖОЙ РЕЧИ

Якобы, мол, дескать, -де

Отец говорит, что якобы я его обидел. Ты, мол, не хотел. Объясняла, что, дескать, я не такой, как они. Смеялись, что вот-де шалопутный, а туда же лезет!

Жаль, что учёные и методисты так не пришли к единой классификации частиц, поэтому в одних школьных учебниках называют всего пять разрядов, в других восемь. Как быть учителю и ученикам? Вопрос риторический!

Литература

1. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И., Цапукевич В.В. Современный русский язык. Изд. 2, доп. и перераб.: изд-во "Высшая школа". - М., 1964. - С. 264-267.

2. Тихонов А.Н. Современный русский язык. (Морфемика. Словообразование. Морфология). Изд. 2, стереот. - М.: Цитадель-трейд, ИД Рипол Классик, 2003. - С. 436-442.

3. Дудников А.В., Арбузова А.И., Ворожбицкая И.И. Русский язык: Учебное пособие для средн. спец. учеб. заведений. - 7 изд., испр. - М.: Высш. шк., 2001. - С. 217-228.

4. Шклярова Т.В. Русский язык. Справочник для школьников и абитуриентов (пособие для средней школы). - М.: Грамотей, 2002. - С. 260-268.

5. Войлова К.А., Гольцова Н.Г. Справочник-практикум по русскому языку. - М.: Просвещение, 1996. - С. 127-137.

6. Булатникова А.Е. Особенности изучения частиц / Русский язык в школе. - 1981. - № 1. - С. 56-59.

7. Соколова Г.П. Ещё раз про НЕ и НИ... (Формирование орфографического навыка на уроках повторения) / Русский язык в школе. - 2003. - № 5. - С. 15-23.