Проводим свет в гараж своими руками. Как сделать электропроводку и освещение в гараже без ошибок


Даже в самом простом гараже необходимо освещение, но если монтаж проводки выполнен на скорую руку, то было бы неразумно ожидать, что она будет надежной и пожаробезопасной. Создавая в этом помещении надлежащие условия для труда, нельзя пренебрегать правилами работы с электропроводкой, иначе последствия могут быть самыми непредсказуемыми. В этой статье мы расскажем вам, как сделать электропроводку в гараже своими руками, придерживаясь норм и предписаний.

Виды гаражей и способы подключения к электроснабжению

В зависимости от того, где находится гараж, может отличаться способ его подключения к электроснабжению.

В кооперативных гаражах

В автокооперативах к каждому гаражу подведено электропитание, о состоянии которого должен заботиться электрик, но что касается проводки внутри помещения, то здесь можно импровизировать, разумеется, в пределах допустимого. Поэтому придется разрабатывать индивидуальную схему электропроводки, учитывая выделенную или предельно допустимую мощность.

Выясните, какой мощности установлен автомат на входе. Если 10 А, то можно рассчитывать только на то, что в гараже, кроме освещения, можно будет подключить к сети маломощную дрель, болгарку и им подобные, да и то не одновременно. Когда входной автомат рассчитан на ток срабатывания в 16 А, то можно будет кратковременно пользоваться немощной бытовой электросваркой. При установленном автомате в 25 А особых ограничений по мощности не будет.

В частном доме

Как правило, гараж частного дома подключается к электроснабжению через общий автомат. Рассчитывая мощность электрооборудования, которое будет подключено в гараже, необходимо учитывать электропотребление приборов, находящихся в доме. Если это будет не просто гараж, а автомастерская, в которой будут проводиться электросварочные работы, тогда схема электропроводки в гараже своими руками должна включать отдельную линию 220 или 380 В.

Составляем схему электропроводки

Чтобы правильно составить схему электропроводки, составьте список электроприборов, которыми планируете пользоваться в гараже. В обязательном порядке учитывается количество светильников и их место расположения.

Если гараж используется только для парковки и мелкого ремонта автомобиля, то нет надобности в большом количестве розеток и светильников, но и сильно экономить тоже не нужно. Над верстаком или возле входа можно установить несколько розеток и двухклавишный выключатель для того, чтобы можно было разделить линии освещения по группам.

В многофункциональном гараже должно быть хорошее освещение и много удобно расположенных розеток. Также необходимо обеспечить безопасное освещение смотровой ямы.

Что включить в схему?

В любом гараже должно быть установлено УЗО (устройство защитного отключения). Хотя стоит этот прибор недешево, он защитит владельца от поражения током. Номинальный ток УЗО должен быть подобран в соответствии с током нагрузки линии электропроводки, иначе прибор может не сработать в нужный момент.

Также не стоит экономить на приобретении автоматических выключателей – лучше, чтобы каждая линия была подключена отдельно. Конечно, надо учесть суммарную мощность подключаемых приборов, чтобы можно было рассчитать сечение укладываемого провода.

Простая схема

Нередко владельцы гаражей, используемых только для хранения автомобиля, ограничиваются установкой на входе спаренного автоматического выключателя, одной или двумя розетками и несколькими светильниками, управление которыми осуществляется одноклавишным выключателем. В такой схеме есть свои преимущества: чтобы забрать автомобиль из гаража или поставить его туда, достаточно включить один выключатель, – и свет будет гореть во всем помещении.

Одна розетка подключена сразу к автоматам, вторая же включена в одну цепь со светильниками. Уходя из гаража, можно быть уверенным, что, выключив свет, вы обесточили дальнюю розетку. Даже если владелец гаража случайно забудет выключить зарядное устройство, то оно выключится вместе со светом. Простота схемы подразумевает наличие некоторых ограничений. Так, включаться будут одновременно все 4 светильника, а вторая розетка пригодна лишь для того, чтобы через нее запитывать маломощные приборы, иначе сгорят контакты выключателя.

Теперь рассмотрим электрическую схему гаража со смотровой ямой. От вводного электрического щитка отходит 5 линий:

  1. Группа розеток 1.
  2. Группа розеток 2.
  3. Группа освещения 1.
  4. Группа освещения 2.
  5. Освещение смотровой ямы.

В электрическом щитке установлен вводный автомат, УЗО и несколько автоматических выключателей – каждый для своей группы. Что касается освещения смотровой ямы, то оно осуществляется через трансформатор, понижающий напряжение до 12 или 36V.

Видео: схемы проводки

itemprop="video" >

В Интернете можно найти фото самых разнообразных схем подключения электропроводки в гараже.

Приобретение расходных материалов

Составив схему, приобретите все необходимое для выполнения работы. Делать будем основательно и надолго, поэтому рассмотрим монтаж скрытой проводки. Справедливости ради стоит сказать, что есть и другие способы прокладывания провода в гараже, о которых можно прочитать .

Чтобы не тратить драгоценное время и силы понапрасну, приобретите или возьмите в аренду штроборез и перфоратор с набором буров и коронкой по бетону, диаметр которой позволит установить подрозетники и распредкоробки в вырезанные с ее помощью отверстия. Про зубило и молоток даже не будем говорить, так как такой инструмент должен быть в любом гараже.

Для дальнейшей работы потребуются:

  • Распределительный щиток – 1 шт.
  • Счетчик электроэнергии – 1 шт. (если нужен).
  • УЗО – 1 шт.
  • Подрозетники – по количеству врезных выключателей и розеток.
  • Распредкоробки – в каждом месте, где будет отвод на розетки и выключатели.
  • Автоматические выключатели – тип и количество по схеме. Возможно, потребуется установить некоторые автоматы отдельно, например, возле точильного станка, компрессора и т.п.
  • Проводка. Лучше приобрести медный трехжильный провод. Для освещения ‒ 1,5 мм2. Для розеток ‒ 2,5 мм2. Для разводки по гаражу до щитка ‒ 4 мм2. Количество – по схеме +10% на неучтенные выводы в распредкоробках и подрозетниках. Для того чтобы запитать более мощные потребители, рекомендуется провести отдельную линию электропроводки от распределительного щитка до нужного места.
  • Гофрированные трубы ПВХ под электропроводку. Диаметр и количество подбираются под имеющуюся проводку. Если проводка будет проходить через легковоспламеняемые материалы, то в таких местах должна быть уложена металлическая гофротруба.
  • Если в гараже будет точка для подключения электрооборудования 380V, то надо позаботиться о приобретении специфической розетки и соответствующего кабеля.
  • Розетки. Их количество должно быть достаточным для удобного пользования. Важно помнить, что над верстаком может быть несколько светильников – они могут быть подключены как через распредкоробки, так и непосредственно в розетки.
  • Выключатель. Кто-то предпочитает одним выключателем отключать освещение в гараже, другому нравится разделить на несколько групп, а третий устанавливает выключатель под каждой лампой – каждый может сделать так, как ему будет удобно пользоваться.

Распределительный щиток можно сделать самостоятельно, как автор этого видео:

itemprop="video" >

Монтаж

Выполнить монтаж электропроводки в гараже своими руками вполне возможно, в чем вы сейчас убедитесь.

Итак, схема имеется, инструмент и материалы приготовлены – можно приступать к работе.

  • Нанесем разметку на стены в тех местах, где будет проходить проводка, и будут установлены выключатели, розетки и распредкоробки. При этом важно помнить, что укладка провода по косой нежелательна. Потом, если нужно будет что-то закрепить на стене, определить, где в стене проходит провод, окажется затруднительно – все отводы лучше выполнить под прямым углом.
  • Разметив стены, еще раз сверьтесь со схемой, проверив, ничего ли не упущено.
  • Загоните автомобиль в гараж и проверьте, удобно ли расположены розетки и светильники. Если нет, то отметьте места, где бы их было бы лучше установить. Будет ли светильник, установленный на потолке или стене должным образом освещать двигатель, чтобы можно было проверить уровень масла.
  • Теперь автомобиль не нужен, и лучше, если он будет находиться вне гаража.
  • Коронкой подходящего размера делаются все отверстия под распредкоробки и подрозетники.
  • Согласно нанесенной разметке, вырезаются штробы, затем перфоратором удаляется лишний строительный материал по глубине реза. В результате должна получиться канавка, в которой спрячется предназначенная для него гофрированная труба.

Теперь можно провести электропроводку в гараже, в чем поможет пошаговая инструкция. Сразу оговоримся, что профессионалы сначала укладывают гофру в стену, устанавливают подрозетники, а потом затягивают кабель. Но если электропроводка в гараже своими руками прокладывается впервые, то лучше придерживаться предложенной нами технологии.

  • Загнув конец проволоки, торчащей из гофры, саму гофру укладывают в штробу с таким расчетом, чтобы она входила в подрозетники.
  • Отмеченный кусок гофры отрезается, а конец проволоки подгибается, чтобы он не провалился внутрь.
  • Затем провод продевается в гофру так, чтобы оставались с двух сторон свободные концы – сантиметров по 15. Более детально с этим процессом можно ознакомиться, посмотрев видео.

itemprop="video" >

  • Гофра с проводом укладывается в штробу и замазывается алебастром. Такие действия выполняются и с оставшимся проводом.
  • Затем провод вместе с гофрой вводится в подрозетники / распредкоробки, и только после этого они устанавливаются и закрепляются алебастром. В тех местах, где на стене будут установлены светильники, провод просто выводится наружу.
  • После установки вводного щитка выполняется подключение проводов к автоматам. Чтобы было легче сориентироваться и ничего не перепутать, каждый провод необходимо подписать, указав, для чего он предназначен в этой цепи.

Когда разводка электропроводки в гараже выполняется неспециалистом, то часто возникают проблемы с подключением УЗО. Подборка из двух видеороликов поможет избежать ошибок при подключении этого прибора.

itemprop="video" >

itemprop="video" >

  • Выполнив подключение проводов, желательно еще раз проверить, правильно ли всё собрано в щитке.
  • Теперь можно включить вводный автомат, затем УЗО и по очереди все автоматы.
  • Если монтаж выполнен правильно, то все точки подключения должны работать.

Как видим, даже непрофессионал может справиться с этой работой. Если же после прочтения вы всё еще продолжаете сомневаться в своих способностях и от одной мысли о работе с электричеством начинают потеть ладошки, то лучше пригласите специалиста.

Что ни говори, а без электричества в гараже никак не обойтись. Даже если вы появляетесь в нём всего пару раз в день на пять минут, чтобы забрать, а потом поставить машину. Ведь вы не будете загонять автомобиль впотьмах, и к тому же периодически надо заряжать аккумулятор. Ну, а для большинства владельцев, гараж – это второй дом. Поэтому был, есть и остаётся актуальным такой вопрос, как проводка в гараже. Поговорим об этом подробнее, как делать, с чего начинать, какие требования и правила соблюсти?

Схема электроснабжения

Перед тем, как провести проводку в гараже, особое внимание уделите схеме электроснабжения. Какое бы ни было строение – огромный дом или небольшой гараж – начинать всегда надо именно с неё. Прежде всего, нарисуйте схематический чертёж вашего помещения. Что должно быть на нём отражено?

  • Вводная линия, которая подходит к зданию гаража.
  • Места, где будут установлены светильники – само гаражное помещение, яма для осмотра машины, погреб. Возможно, над каким-то станком (токарным, сверлильным) понадобится дополнительное освещение.
  • Положение распределительного щитка, правильнее всего устанавливать его у входа. Когда будете покидать помещение, вы сможете спокойно его обесточить и сразу выйти на улицу, а не пробираться впотёмках через весь гараж.

  • Запланированные места для розеток (около верстака, рабочего стола или станка, в другом месте, где возможно понадобится подключать электроинструмент).
  • Приблизительный маршрут электропроводки гаража (то есть, по какому пути вы планируете подводить провода от распределительного щитка к светильникам и розеткам).
  • Если у вас в гараже будут находиться механические станки, компрессор для накачки шин, то отобразите на схеме их место расположения, потому что к этим токоприёмникам потребуется подвести отдельные линии от индивидуальных автоматов.

Схема электрической проводки в гараже делается для того, чтобы чётко определить количество нужных материалов – розеток, выключателей, автоматов, светильников, распределительных коробок.

Вы составите список, пройдёте по нескольким магазинам электротоваров, спокойно определитесь с ценами и подберёте качественные, доступные для вас коммутационные аппараты и провода.

Также схема электропроводки в гараже поможет вам определиться с максимальной нагрузкой. Вы посчитаете суммарную мощность всех потребителей электроэнергии и правильно подберёте по сечению и номинальному току вводные и отходящие кабели и автоматы.

Молниезащита

Любые строения надо защищать от ударов молний, и гараж – не исключение.

Защита крупных жилых и промышленных зданий выполняется стационарно на этапе возведения строений. Когда гараж находится поблизости какого-то высотного здания, то в принципе ничего страшного не будет, если на нём нет громоотвода. Маловероятно, что молния попадёт в него. В случае, когда строится гаражный кооператив, молниезащита тоже выполняется централизовано. А вот если он расположен отдельно, вдали от высоких зданий, позаботьтесь об установке громоотвода ещё до того, как начнёте делать монтаж электропроводки в гараже.

Здесь особых сложностей у вас не возникнет. Вся система состоит из трёх основных элементов:

  • приёмника молний;
  • проводника, отводящего ток в землю;
  • заземлителя.

В качестве приёмника используют стальной прут диаметром не меньше 1 см, длиною не меньше 20 см. Его монтируют в вертикальном положении на самом высоком месте гаража. Применение стального прута связано с тем, что в момент удара молнии, материал приёмника должен выдержать механическую и тепловую нагрузку.

Прут соединяется с токоотводящим проводником, это делают при помощи сварки, пайки либо болта с гайкой. Между приёмником и заземлителем необходимо выбрать самый короткий путь.

Заземлители могут быть искусственные и естественные. В случае с гаражом, вряд ли подойдёт вариант естественного заземлителя, так как в качестве него чаще всего используют различные трубопроводы. Для монтажа искусственного заземлителя подойдут старые рессоры, металлические пруты и уголки.

Заземлитель нужно закопать в землю. Расстояние от него до входных ворот в гараж и дорожек, по которым постоянно ходят люди, должно быть не меньше чем 5 м.

Согласно правил, в радиусе 4 м заземлитель надо оградить, чтобы в случае удара молнии человек не попал в зону действия шагового напряжения.

Чаще всего в качестве заземлителя используют металлические пруты. Их размер зависит от того, какая в данном месте почва и насколько близко подходят к поверхности грунтовые воды. В случае, когда почва сухая, а уровень воды низко, достаточно будет взять пруты длиною 2-3 м. Их вбивают в грунт, а на глубине 0,5 м увязывают между собой при помощи металлической перемычки.

Освещение

Осветительная электропроводка в гараже своими руками выполняется без каких-либо сложностей. Особенно, если гараж у вас только для хранения автомобиля, в этом случае вообще достаточно пары светильников.

Если же вы проводите в гараже всё свободное время, занимаясь ремонтом машины и другими работами, то помимо основных осветительных приборов на потолке могут понадобиться ещё дополнительные на стенах. Желательно также установить ещё один прибор освещения над входом в гараж. А также, если у вас есть там различные станки, то не лишними будут светильники прямо над этими рабочими местами.

Рационально будет расположить на боковых стенах люминесцентные светильники и подключить их к двухклавишному выключателю. Одной клавишей включается одна сторона, второй – другая. Это очень удобно, если машина стоит внутри гаража и вам необходимо производить какие-то работы с одной стороны, например, менять колёса, заниматься с крыльями или дверками. Включили одной клавишей нужную сторону освещения и занимайтесь себе спокойно, потом точно также перешли на другую сторону.

Для осветительной электропроводки в гараже своими руками вы можете установить следующие светильники:

  • модели НБП, ПСХ, НПО, НСП, рассчитанные на лампы накаливания;
  • модели ЛПО и ЛСП люминесцентных светильников;
  • наиболее выгодные светодиодные светильники, у них самый долгий срок эксплуатации, при этом низкий расход электроэнергии. Они работают при любой температуре, но есть один недостаток – это цена, стоят такие приборы освещения не дёшево.

Помните, что металлические корпуса осветительных приборов обязательно подлежат заземлению.

Если монтируете источники света на высоте ниже 2 м от уровня пола, то они должны быть защищены от случайного механического повреждения.

Правила монтажа проводки для подсобных помещений

Зачастую гаражные капитальные строения оборудуются ямами для осмотра машин и подвалами. Поэтому перед тем, как сделать электропроводку в гараже, ознакомьтесь с некоторыми нюансами и правилами именно для этих помещений.

Чтобы обеспечить безопасную эксплуатацию осветительной проводки в яме для осмотра и подвале, надо запитывать её с помощью понижающего трансформатора 220/36 В. В силу того, что эти помещения углублены и бывают сырыми, сам трансформатор следует располагать у входных ворот в гараж либо около распределительного щитка.

В сухих подвалах можно применять для освещения напряжение 220 В, но подключение надо выполнять через дифференциальный автомат или УЗО.

Проводка осветительная в гараже для подвального и смотрового помещения осуществляется открытым способом по поверхностям потолков и стен, допускается использование труб или электротехнических коробов из пластика.

Подвал и яма для осмотра должны быть подключены от распределительного щитка двумя независимыми линиями. Запрещается устанавливать в них коммутационные аппараты. Если уж будет крайняя необходимость, то в сухих смотровых ямах и подвалах допускается монтаж розеток и выключателей с классом защиты не меньше IP 44.

Яма для осмотра имеет стеснённые размеры, поэтому для монтажа светильников сделайте ниши. Когда такой возможности нет, то используйте светильники, имеющие защитную решётку. При использовании переносных дополнительных светильников подключайте их при помощи понижающего трансформатора (36 В) или автомобильного аккумулятора (12 В).

Основные элементы распределительного щитка

Как правильно собрать распределительный щиток в гараже? Чаще всего владельцы автомобилей и гаражных помещений упрощают схему и обходятся лишь автоматическими выключателями, пренебрегая другими элементами защиты. Да, это гораздо дешевле, но не всегда оправдано. Желательно, чтобы в щитке были смонтированы следующие основные элементы:

  • Автоматические выключатели. Их установка обязательна, так как это основная защита от коротких замыканий и перегрузок. Если у вас совсем старинный гараж с одной лампочкой по центру и одной розеткой, вполне можно обойтись только вводным автоматом. Но для современных гаражей этого уже недостаточно, так как часто приходится использовать различный электроинструмент, систему обогрева, зарядные и пусковые устройства.

В схеме отходящие автоматические выключатели располагаются после прибора учёта.

  • Устройства защитного отключения (УЗО), которые подключаются вместе с обыкновенными автоматическими выключателями, или дифференциальные автоматы. Их основная цель – защита человека от токов утечки, которые возникают в случае повреждения изоляции электропроводки. Установка таких защитных элементов особенно актуальна, если вам придётся работать с электрифицированным инструментом в подвале либо смотровой яме, где окружающая среда имеет повышенную влажность.

  • Реле для контроля напряжения. В гаражных кооперативах очень много умельцев, которые с утра до вечера что-то мастерят. Не всегда среди них только первоклассные профессионалы, находятся и те у кого, «очумелые руки», поэтому часто в гаражах случаются неисправности в электросети. Например, при обрыве ноля в трёхфазной схеме появится повышенное напряжение, что в свою очередь может привести к сгоранию двигателей и ламп освещения. Реле, контролирующее напряжение, в подобной ситуации автоматически обесточит вашу схему и спасёт оборудование.
  • Ограничители перенапряжения. Их устанавливают в случае запитки гаража от воздушной ЛЭП. Во время грозы в линию может ударить молния. Установленные на ВЛ разрядники должны погасить попавший потенциал, но остаточная величина всё-таки может оказать влияние на проводку. В этом случае спасут схему ограничители, они отведут повышенный потенциал на контур земли. Устанавливаются эти защитные элементы между вводным автоматом и счётчиком. В случае отсутствия ограничителей, когда приближается гроза, отключите вводной автомат на гараж.

Внутренняя проводка

Если на момент строительства гаража в нём сразу делалась скрытая проводка, то вы вполне можете воспользоваться ею, лишь усовершенствовав согласно своей схеме. Если таковой нет, то время своё не тратьте, стены не штробите, выполняйте разводку открытым способом.

Кабель выбирайте с медными жилами и оболочкой из негорючих материалов, подойдёт марка ВВГнг, прокладывайте его в кабель-каналах, гофре или металлических трубах.

Для осветительной нагрузки достаточно будет сечения 1,5 мм 2 , для розеток 2,5-4 мм 2 .

Однофазная проводка

Однофазная электропроводка в гараже своими руками выполняется просто, схема выглядит примерно так:

  1. На распределительный щиток приходит вводной кабель и подключается к входным контактам общего автомата. Для однофазного электроснабжения 220 В достаточно двух- или трёхжильного провода, а автомат лучше всего подойдёт двухполюсный, на номинальный ток 25 А или 32 А.
  2. После него монтируется счётчик электрической энергии, к которому подключаются фазный и нулевой провод.
  3. После счётчика ноль идёт к нулевой шинке, а фаза на отходящие однополюсные автоматы.
  4. К нулевой шинке подсоединяются все нули дифференциальных автоматов и УЗО.
  5. Через однополюсные автоматы запитано освещение, через дифференциальные – розетки.

Как правило, вся электрика в обычном гараже состоит из двух-трёх автоматов для освещения (помещение самого гаража, яма, погреб) и двух дифференциальных автоматов для розеточных групп. Имейте в виду, что дифференциальные автоматы можно заменить устройствами защитного отключения (УЗО) в связке с обыкновенными автоматическими выключателями.

Трёхфазная проводка

Очень многие владельцы гаражей не просто ставят в нём на хранение автомобиль и изредка занимаются им, но и выполняют различные работы на специальном электрооборудовании. В этом случае разводка электропроводки в гараже понадобится трёхфазная (380 В). При таком варианте электричество на распределительный щиток подаётся четырёх- или пятижильным вводным кабелем.

Жилы проведённой в гараж линии подключаются к трёхфазному вводному автомату, после него в схеме идёт счётчик электроэнергии, затем ещё один общий автомат трёхфазного исполнения.

Для подключения однофазных автоматов освещения берите одну фазу с общего автомата. Только равномерно распределяйте нагрузку, не цепляйте все однополюсные автоматы на одну фазу. Для этой коммутации вам достаточно будет двух- или трёхжильного провода (одна жила – защитное заземление).

Линию 380 В для подключения трёхфазных электрических приборов выполняйте четырёх- или пятижильным проводником (здесь пятая жила будет для защитного заземления).

Наглядно про монтаж электричества в гараже на видео

Помните! На время, когда в гаражном помещении не находятся люди, электропитание необходимо отключать. Этого требует техника пожарной безопасности.

Вкратце рассказали вам, как сделать проводку в гараже своими руками. Как видите, это не дом и не баня, здесь всё гораздо проще, можно осилить и самому без помощи профессионалов. Хотя, если ваш гараж, находится в кооперативном массиве, будьте уверены, там помощники найдутся.

Для многих владельцев гараж относится к категории часто посещаемых мест, и используется он не только для стоянки автомобиля, но и в качестве мастерской, склада или подсобного помещения.

Электричество в гараже всегда необходимо, ведь нередко возникает необходимость в подзарядке аккумулятора или накачке спущенного колеса, да и тем владельцам, которые хранят в яме урожай, электричество тоже крайне важно.

Особенности

Несмотря на площадь, гараж, как правило, имеет сходную схему электрификации с квартирой или частным домом, и сделать разводку своими руками в гараже – вполне посильная задача. Но тем не менее каждый владелец все делает по-своему и не всегда соблюдают правила. При энергоснабжении многое зависит от размера гаража, внутренней отделки и обустройства, но главное требование к электропроводке – безопасность и функциональность.

В любом случае важно правильно расположить лампочки, розетки и выключатели.

Электросхема составляется с учетом всех необходимых параметров.

В этом случае все зависит от того, какие приборы и энергопотребители должны находиться в гараже:

  • Центральное освещение. Для этого отлично подходит мощная лампа, расположенная под потолком. Специалисты настоятельно рекомендуют выбирать для гаража пылезащищенные светильники и распределить их по периметру гаража таким образом, чтобы они полноценно освещали все помещение, а не только крышу машины.
  • Смотровая яма или яма для хранения урожая обязательно должна иметь освещение. Спускаться с фонариком в руках – занятие не совсем удобное. Для полноценного пользования ямой внутри необходимо расположить стационарную подсветку, а также две розетки с защитными крышками. Но если розетками внизу не планируется пользоваться, то стоит рассмотреть вариант в пользу удлинителя. Но не стоит забывать разместить одну розетку наверху, неподалеку от ямы, чтобы можно было без особых проблем протянуть удлинитель вниз.

  • Розетки . Их количество зависит от индивидуальных пожеланий. Вполне вероятно со временем понадобится розетка для электрического обогревателя, а также неплохо выделить место для чайника и плитки. Розетки необходимо разместить по углам гаража.
  • Электрощиток . Он значительно отличается от домашнего варианта. Щиток в гараже включает в себя счетчик, входной и разделительный автомат. Количество автоматов может быть увеличено при необходимости, но, как правило, для одной линии электропроводки такого количества вполне достаточно.

Правила безопасности

Перед тем как переходить к подключению электричества в гараже, необходимо изучить основные требования безопасности. Из-за повышенной влажности, широкого диапазона температур и токопроводящих стен гараж является помещением повышенной опасности.

Поэтому все электротехнические изделия должны соответствовать классу безопасности IP44, то есть быть защищены от пыли и влаги.

Необходимо принимать во внимание все основные правила СНиП:

  • Проводка прокладывается строго горизонтальными или вертикальными линиями, а все соединения должны быть выполнены под прямым углом. Никакие зигзаги и диагональные линии недопустимы.
  • Если гараж входит в состав кооперативного владения, то необходимо получить соответствующее разрешение о подключении электричества, потому что, как правило, кооперативы подключены к собственной подстанции. Всю необходимую информацию по перечню документов и срокам получения одобрения необходимо уточнять у администрации.
  • Проводка прокладывается по стене на расстоянии 10 см до потолка. Также нужно выдерживать отступ в 15-20 см от проходящих коммуникаций и углов.

  • Расположить розетки нужно на высоте 50-60 см от пола – это оптимальное расстояние для комфортной работы в гараже. Для выключателей оптимальным расстоянием считается 150 см от пола.
  • Розетки и выключатели должны быть изготовлены из материалов, не поддерживающих горение.
  • При составлении плана и выборе кабеля нужно учитывать максимальную нагрузку всех электроприборов. Суммарная мощность необходима для того, чтобы подобрать по сечению и номинальному току кабели и автоматы. Правильно подобранный кабель выдержит нагрузку мощных электрических устройств.

Материалы и оборудование

Электропроводка бывает двух видов: закрытая и открытая. Разница заключается в том, прокладывается ли проводка по стене или скрыта внутри.

Закрытая проводка защищена от механических повреждений и воды, но требует проведения более кропотливой работы. Еще одно преимущество закрытого типа – при воспламенении проводки огонь не распространится внутри гаража, а быстро потухнет по причине отсутствия кислорода. Также нельзя не отметить более привлекательный и законченный внешний вид.

Открытая проводка прокладывается быстро и дает возможность при необходимости в короткие сроки заменить провод или кабель. К тому же не требуется подготавливать стены и делать штробу.

Как правило, владельцы небольших гаражей выбирают открытую электропроводку, поскольку ее легче обслуживать, хотя она всегда остается на виду. Если необходимо провести электричество в гараж на загородном участке, то владельцу следует рассмотреть вариант с капитальной электропроводкой закрытого типа. Но при любых обстоятельствах кабели и провода для электрооборудования должны быть защищены электротехническими изделиями : гофрированными трубами, кабельными каналами или металлорукавом.

Если проводка будет проходить по стене, отделанной пожаробезопасными материалами, то можно использовать кабельный канал . Он представляет собой пластиковый лоток с защелкивающимися крышками. В таком случае в любой момент без особых проблем можно произвести замену кабеля или провода.

Для открытой проводки по легковоспламеняющимся покрытиям лучше использовать металлорукав , так как он не требует дополнительных аксессуаров и может укладываться даже под прямым углом.

При закрытой проводке не стоит закрывать кабель и провод внутри стен. Разумнее скрыть в перекрытиях гофрированные трубы, в которых можно протягивать кабели и провода. В таком случае даже через несколько лет не потребуется вскрывать стены и перекрытия и делать полноценный ремонт для замены проводки – достаточно будет лишь достать старые провода и протянуть новые.

Для крепления труб к вертикальным и горизонтальным поверхностям используются специальные аксессуары – крепежи. Также все соединения должны быть герметичны – для этого современные производители предлагают специальные муфты.

Все соединения и ответвления линий должны быть закрыты в разветвительной коробке. Не стоит вмуровывать коробку непосредственно в стену – необходимо оставить прибор доступным.

Провод заземления необходим для защиты человека от поражения током, а также для сохранения работоспособности приборов. Для этого отлично подойдет медный кабель с изоляцией из негорючих материалов.

При прокладке проводки в гофрированной трубе, кабельном канале или металлорукаве можно использовать кабель марки ВВГнг 3х1,5 . Для монтажа проводки отрытым типом или укладке по легковоспламеняющимся поверхностям отлично подходит кабель марки ВВГнг LS 3х1,5 . Кабель с алюминиевыми жилами стоит в несколько раз дешевле, но имеет меньший срок эксплуатации. К тому же на изгибах провод может заломаться, а при повторном ремонте вполне вероятно потребуется полная замена кабеля.

Пошаговая технология монтажа

Для работы понадобится подготовить все необходимые материалы и инструменты:

  • уровень и краску с кистью для нанесения разметки будущей электропроводки;
  • молоток и монтажное зубило;
  • отвертка-индикатор;
  • бокорезы;

  • монтажный нож;
  • плоскогубцы с пластиковыми рукоятками;
  • дрель со сменными сверлами;
  • крепежные элементы;
  • изоленту;
  • резиновые перчатки.

Все инструменты обязательно должны иметь изолированные ручки.

Протянуть электричество самостоятельно в гараж можно только для однофазной сети 220 В. При проведении трехфазной сети 380 В необходимо получить разрешение в местном предприятии электроснабжения. В таком случае ситуация усложняется также составлением и согласованием проекта, но всеми работами, связанными с проводкой, будет заниматься уполномоченная организация. К тому же напряжение 380 В необходимо в больших мастерских и капитальных гаражах для нескольких автомобилей и габаритной техники.

Для сети в 220 В понадобится электрощиток в 50 А – тогда будет запас по току нагрузки. Поместить щиток лучше рядом с входной дверью.

Подготовка

Для начала необходимо составить схему электрификации внутри гаража. В ней должны быть указаны особенности строения и внутреннее обустройство. Следует составить чертеж и указать, в каких местах должны находиться выключатели, приборы освещения и розетки, а также для чего они будут использоваться. Также на чертеже должны быть указаны все линии электрических коммуникаций. В этом случае необходимо выбрать схему, соответствующую последней версии правил устройств электроустановок.

На ней должны быть указаны:

  • место вводной линии кабеля, подходящего к гаражу;
  • вводный распределительный щит;
  • розетки;
  • выключатели;
  • приборы освещения;
  • кабели и провода.

Также необходимо полностью укомплектовать распределительный щиток. В него должны входить следующие элементы:

  • автоматические выключатели – они необходимы для защиты от коротких замыканий и перегрузок;
  • прибор учета электроэнергии – является неотъемлемой частью электрической сети;
  • устройство защитного отключения – повышает электробезопасность человека;
  • реле для контроля напряжения – отвечает за отключение тех участков сети, на которых напряжение достигло максимально допустимой точки;
  • ограничители перенапряжения – необходимы для защиты сети от коммутационных и грозовых перенапряжений.

Внутри помещения

Качество и безопасность электропроводки зависит также и от кабеля. Сечение провода определяет не толщину жилы, а его максимально допустимую нагрузку.

Для каждого прибора необходимо подобрать определенное сечение:

  • Розетки. Минимальное разрешенное сечение провода не должно быть меньше 2,5 кв. мм, а сами розетки должны быть рассчитаны на предел тока 16 А. Этого вполне достаточно для подключения прибора мощностью до 3 кВт.
  • Если планируется подключать в гараже мощное оборудование, то стоит установить специальную розетку с отдельной линией. На всякий случай специалисты рекомендуют установить одну такую розетку.
  • Освещение. Считается менее нагруженной линией, поэтому провод должен иметь сечение не менее 1,5 кв. мм.

Подробная схема работы должна показать, как правильно провести проводку своими руками:

  • Любые работы с электричеством проводятся только при полном отсутствии напряжения.
  • Развести электропроводку проще по уже готовой разметке. Для этого нужно расчертить на стене схему, где будет проходить проводка. Такой подход облегчит работы на последующих этапах. Также можно выполнить разметку выключателей, розеток, соединительных коробок и приборов освещения.
  • Затем нужно протянуть вводный кабель в гараж. Чтобы провести электропроводку, достаточно одной линии, от которой будут питаться несколько групп. После этого можно переходить к установке щитка и протяжке кабеля по всему помещению согласно схеме.

  • Для прокладки кабеля необходимо использовать электротехнические изделия. Чтобы протянуть кабель внутри трубы или металлорукава, стоит использовать специальный зонд. Такими протяжками многие производители уже снабдили электротехническую продукцию. Принцип работы довольно прост: внутри трубы находится проволока, которая выступает с двух сторон. С одной стороны прикрепляется кабель и надежно обматывается проволокой. После этого с другой стороны кабель протягивается внутри трубы при помощи проволоки.
  • Все соединения проводов необходимо производить в распределительной коробке.

  • После этого нужно установить светильники и розетки.
  • Затем необходимо подключить проводку к светильникам, розеткам, выключателям и электрическому щитку.
  • В завершении процесса необходимо проверить работоспособность системы. Для этого нужно включить автомат и убедиться в корректной работе.

Уличные работы

По улице можно провести электричество по воздуху или под землей. Воздушная линия может вестись от столба или от дома.

Если расстояние от объекта до гаража превышает 25 м, то необходимо дополнительно позаботиться об установке дополнительных столбов. В таком случае нужен подходящий по мощности многожильный кабель и стальная несущая проводка для более надежного крепления.

В случае если проводка ведется из жилого дома, то она должна быть защищена домашним автоматом, а когда ведется дополнительная отдельная линия от столба, то необходимо установить в гараже счетчик. При этом провод на месте ввода в гараж должен иметь дополнительную изоляцию.

Разводка электропроводки в гараже, как правило, выполняется открытым способом – в кабель-каналах, монтирующихся непосредственно на стены и потолок. Эстетике в гаражах обычно не уделяют внимание, поэтому проще и практичнее сделать открытую электропроводку. А при необходимости такую проводку можно легко обслужить и доработать.

Виды напряжения

В большинстве гаражей напряжение в электросети составляет 220 В. Этого достаточно для освещения и силовой розеточной группы. Такая электросеть позволяет использовать большинство электроинструментов и приборов.

Иногда в гаражи заводят сеть с напряжением 380 В. Это может быть необходимо для эксплуатации электрических отопительных устройств, станочного и сварочного оборудования, требующего именно трехфазное питание с напряжением 380 В.

Что входит в гаражную схему электропроводки?

Схема электропроводки в гараже должна включать следующие основные элементы:

  • распределительный щит на вводе;
  • учетные, защитные и автоматические приборы;
  • кабели и провода;
  • выключатели и светильники;
  • розеточная группа.

При необходимости в схему можно добавить другие элементы, такие как отопительные, охлаждающие и прочие системы. Примеры схем можно изучить по фото электропроводки в гараже. Они помогут понять основные требования, способы разводки, варианты монтажа и другие нюансы.

Ввод питания

На вводе устанавливается распределительный щиток. В некоторых случаях он монтируется с внешней стороны здания, что может быть обусловлено особенностями подвода электросети к гаражу.

Обычно щиток монтируют рядом со входом для удобства отключения при уходе из объекта. Щиток должен позволять разместить все требующиеся защитные и распределительные приборы. В щитке также размещается прибор учета электроэнергии (счетчик), если гараж находится на территории гаражного кооператива. На загородных участках обычно используется один счетчик на все постройки.

Щиток можно сделать своими руками из профиля и листового металла или приобрести готовое изделие.

Защитные устройства

Требования к электропроводке предусматривают необходимость установки ряда устройств защиты для предотвращения аварийных ситуаций. К таким устройствам относятся:

  • дифференциальные автоматы;
  • реле контроля напряжения;
  • ограничители перенапряжения.

Дифференциальные автоматы

Предназначены для автоматического отключения электроснабжения в случае перегрузки для защиты от возгорания. Также позволяют быстро отключить электропитание при необходимости доработки электропроводки. Принято разделять помещение на группы потребителей, для каждой из которых устанавливается свой автомат. Как минимум устанавливают по одному автомату на освещение и розеточную группу.

Если потребителей много, и соответственно имеется несколько розеточных групп, для каждой из них устанавливают отдельный автомат. Номинал автомата определяют исходя из максимальной нагрузки и сечения провода.

УЗО

Предназначено для защиты от поражения током утечки. Последний возникает при повреждении изоляции схемы. Особенно актуально применение УЗО в гаражах со смотровыми ямами, где проводятся работы с электроинструментами. В яме обычно присутствует повышенная влажность, увеличивающая вероятность образования тока утечки.

Реле контроля напряжения

Предназначено для защиты электроприборов от скачков напряжения. Если напряжение вышло за минимально или максимально допустимый уровень, реле автоматически отключает электроприборы от питания, чтобы предотвратить их выход из строя.

В гараже обычно устанавливают РКН, монтирующееся на DIN рейку непосредственно в щиток.

Ограничители перенапряжения

Обычно устанавливают, если гараж запитан от воздушной ЛЭП. Попадание молнии в последнюю может привести к резкому скачку напряжения до десятков тысяч вольт, что чревато выходом из строя всего оборудования.

Ограничители перенапряжения защищают всю цепь, отводя разряд на заземление. Монтируются также в щиток, перед счетчиком. Если ограничители не установлены, в грозу рекомендуется отключать электропитание автоматами.

Кабели и провода

Следует применять провода с негорючей изоляцией, сечение которых позволяет выдерживать нагрузку подключаемых электроприборов. Провода с негорючей изоляцией обозначаются буквами «нг» в конце маркировки, к примеру, ВВГнг.

Лучше прокладывать кабели с медными жилами, они не так греются, как алюминиевые, и выдерживают большую нагрузку. Для определения необходимого сечения следует исходить из мощности подключаемых приборов.

Как правило, достаточно 2,5 мм2, но в случае подключения высокомощных электроприборов, нужно использовать кабели большего сечения.

Осветительные приборы и выключатели

Освещение принято разделять на общее и местное. Последнее предназначено для освещения, к примеру, рабочего места. Для основного освещения стоит использовать большие люминесцентные или светодиодные светильники, они долговечны и экономичны.

Выключатель общего освещения принято располагать у входа. Выключатели местного освещения стоит разместить рядом с рабочими местами. В местах с повышенной влажностью следует устанавливать осветительные приборы с защитой от влаги, рекомендуемый класс защиты – IP65.

Розеточная группа

Розетки следует разместить возле каждого рабочего места. Обычно их устанавливают по периметру всего гаража для удобства подключения всевозможных электроприборов.

Желательно использовать розетки с защитными крышками, предотвращающими попадание загрязнений и случайных предметов, которые могут привести к замыканию. Для разводки проводов по розеточным группам следует обязательно использовать распределительные коробки. Их устанавливают в точках ответвления кабелей.

Фото схемы электропроводки в гараже



Хорошо оборудованное вместилище для автомобиля или иного транспорта обязательно должно иметь продуманную электропроводку. И даже если кому-то удалось наладить квартирную (домашнюю) электросеть, починить не один прибор своими руками, не надо спешно браться за работу. Для начала следует все выяснить и основательно разобраться, что же именно потребуется сделать.

Особенности

Электроэнергия в гараже необходима всегда. Даже те, кто не собирается ремонтировать свое авто или мотоцикл, вынуждены подзаряжать там аккумуляторы и освещать помещение в темное время суток. Если же гараж используется и для ремонта, для обслуживания авто, придется точить инструмент, сверлить и резать, шлифовать, паять, варить металл… Но неизбежное размещение поблизости топлива и смазочных материалов, неизменная сырость и контакт с землей требуют делать проводку очень тщательно.

Далеко не каждый владелец гаража имеет достаточно свободного времени и знаний , чтобы изучить строительные нормы и правила устройства электроустановок. В отличие от электрических работ в доме и в квартире, нужно обязательно получать разрешение у правления гаражного кооператива или у собственника арендуемого машиноместа. Подсоединение к трехфазным сетям на 0,4 кВ потребует также согласования с поставщиком электроэнергии, та же организация должна составить по вашей заявке проект.

Важные требования

Пользование сетью 220 в накладывает куда меньше ограничений на владельца гаража. Однако он обязательно должен приобрести счетчик, выдерживающий электричество на 50 Ампер, и соответствующие кабели. За обеспечением запаса по нагружающему току внимательно следит энергетический надзор. В случае выявления нарушений он вправе вынести предписание о демонтаже незаконной электросети и даже наложить штраф на «инициативных электриков».

Провести электричество от дома возможно воздушным и подземным способами.

В воздухе подвешивают кабели, удерживаемые несущей стальной проволокой диаметром 0,3 см. Согласно действующим нормам, подземные линии полагается тянуть в гофрированных пластиковых трубах, укладываемых в траншеи глубиной 0,8 м. Дно выемки посыпают песком (слой 0,1 м). Подобную линию подсоединяют к личному счетчику, защищают сегмент при помощи особого автомата.

Чтобы распределить электрическую энергию, используют особый электрощиток, устанавливаемый непосредственно в самом гараже. Для него предусматривается главный автомат, однотипный с установленным в квартире (доме). Эти требования – ключевые, а все остальные моменты зависят от использованной схемы.

Схема монтажа

Качественная, хорошо продуманная электросхема – основная гарантия успешной работы. Важно различать так называемые принципиальные схемы и схемы расположения; в первых описывается сама электрическая цепь, а во второй – местонахождение потребителей (с пометкой о расстояниях или с точным масштабом). Для наибольшего удобства и исключения ошибок провода обозначают теми же цветами, которые они имеют в реальной жизни.

Фазные проводники в сетях находятся под опасными напряжениями по отношению к земле. Но подсоединить УЗО без защитной земли не выйдет никак.

Устройства защитного отключения – это дифференциальные трансформаторы , складывающие входной (с фазы) и экспортируемый (через нейтраль) токи. При повреждении изоляции, когда возникает замыкание на корпус, эти токи различаются и не гасят взаимно друг друга.

Защита от тока утечки успешно подействует лишь при условии, что он направлен по своей особой заземляющей линии. При помощи главного автомата можно обесточить сеть, когда на основной линии возникают короткие замыкания или когда все линии подверглись одновременной перегрузке. Незаменимо это устройство и при ремонте, и при тестировании системы, и при поиске неисправностей в ней.

Отдельные группы подсоединяют к «своим» автоматам в фазных цепях. Располагаемые в щитках шины конструктивно выполняются как полосы либо бруски из меди, латуни. В них делаются отверстия для проводов, затягиваемых винтами.

Работа электрика с трехфазной гаражной сетью не имеет существенных отличий от уже описанной процедуры. Следует только упомянуть про две вспомогательные фазы и строенные автоматы, УЗО вместо обычных, рассчитанных на одну фазу. Разводка фаз производится как у обычных линий под напряжением 220 В, вместе с нейтралью. Напряжение любой пары фаз должно составлять 380 В, при фазовом угле равномерной нагрузки 120 градусов.

Чтобы построить электросеть грамотно, потребуется:

  • создавать схему с ясными и четкими изображениями (обозначениями);
  • помечать вертикальные фрагменты проводки знаками «+» с приписанной высотой;
  • строго соблюдать избранные знаки для розеток, светильников и иных элементов.

Когда схемы будут сформированы, можно приступать к комплектованию гаражной электросети.

Выбор кабелей и проводов

При отборе любого кабеля и провода стоит ориентироваться на напряжение 230 В (оно идет на смену старым 220 В и скоро станет общепринятым стандартом).

В большинстве случаев исходят из предположения, что:

  • потолочные светильники рассчитаны на 80 Вт каждый;
  • в смотровой яме установлено 3 светильника на 36 В по 0,1 Квт;
  • в ту же яму выводятся розетки для подсоединения рабочего электрооборудования на 5 Квт в общей сложности.

Начиная от трансформатора, стоит использовать медный провод закрытого формата.

Если хотя бы часть его проводится внутри бетонного пола, нужна жила сечением 4,5 кв. мм. Для розеток в смотровой яме используют провода закрытого исполнения с сечением на 1 кв. мм больше. Более подробные сведения о свойствах электропроводки применительно к своему гаражу всегда можно получить, используя специальные формулы. Самый тонкий кабель используют для подключения потолочных светильников – 1,5 кв. мм (тоньше не существует).

Чтобы сэкономить, имеет смысл покупать алюминиевые провода, особенно на наименее загруженные участки.

Как и в любом другом помещении, не следует связывать медь и алюминий – это тоже требуется учесть при подборе проводки. Компенсировать вредное воздействие негативных условий в гаражах способны только кабеля с двойной изоляцией и с изолирующими проводниками.

Отбор автоматов производится «по току». На потолочные источники света нужно 2,5 А, на ямные – 15 А. Формула для расчета необходимой мощности трансформатора та же, что и обычно. Устройство защитного отключения, рассчитанное на проходящий ток менее 20 А и на срабатывание при более чем 20 мА совершенно непригодно, потому что утечка из исправных приборов почти незаметна.

Для размещения кабелей и шин потребуются:

Чаще всего подобные изделия делаются из металла, но все большую долю на рынке занимают круглые и прямоугольные трубы из пластмассы. К гофрированным изделиям следует прибегать только в самом крайнем случае, пользоваться ими достаточно утомительно. Наиболее современным и практичным решением электрики считают кабельный лоток с защелкиваемой крышкой. Довольно неплохо проявили себя металлопластиковые трубы – те же самые, что обычно применяются в водопроводе и отопительных системах.

Технология монтажа

Закупив все необходимые материалы и инструменты, можно приступать к протягиванию проводки. Там, где не получается сделать сгиб в виде большого радиуса труб, стоит применять коробки. Они помогут распределить ответвления и устроить выключатели должным образом. Следует закреплять и короба, и соединяющие и трубы на несущих конструкциях максимально внимательно. Ответственные хозяева гаражей, как монтирующие проводку своими руками, так и обращающиеся к профессионалам, всегда оценивают герметичность стыков любой трубы и коробки.

Важно помнить, что даже наиболее простые и тщательно продуманные инженерами материалы, конструкции, устанавливаются только при внимательной, кропотливой работе.

Правильно протянуть кабель сквозь трубу – значит завести сначала внутрь проволоку. Для этого используют особые головки, которые предотвратят застревание и зажатие. Только затем настает очередь привязывания кабеля к проволоке и проведения его через трубу. Лотки желательно применять на вертикальных сегментах проводки, потолочные светильники подвешивают на натянутых тросах (не находящихся под напряжением!).

Чтобы сделать закрепление проводов в коробках надежным, рекомендуют либо зажимать их винтами, либо паять скрутки из меди. Там, где приходится стыковать алюминиевые и медные провода, разделяют их клеммами либо шайбами из других металлов. Большое внимание следует уделить заземлению. Ни одна пошаговая инструкция по монтажу проводки в гараже не может обойти его стороной.

Типичная последовательность работ такова:

  1. рядом с капитальным строением вколачивают в грунт стальную трубу, покрытую цинковым слоем, длиной в 2 м;
  2. к этой трубе приваривают круглый стальной блок диаметром 0,6-0,8 см;
  3. круг из стали окрашивают гидрофобной краской и заводят в гараж;
  4. его нужно проложить к щитку, рядом с которым ставят клемму;
  5. за клеммой находится толстый провод из меди (толщина – залог малого сопротивления).

Так как гараж – помещение сырое и опасное, где риск поражения током велик, поэтому сюда стоит выбирать розетки и осветительные приборы, соответствующие классу защиты IP44.

Чтобы сделать полноценную мастерскую, придется развести трехфазную проводку на основе медного кабеля, сечение которого составляет не менее 6 кв. мм. Кабель ставят так, чтобы до потолка было не менее 11 см, а розетку и пол должны разделять 50 см. Зазор между укладкой и трубами отопления желательно выдерживать не менее 15 см.

Многие гаражи оборудованы погребом, и эта часть помещения тоже требует специального освещения , то есть прокладки проводов и подсоединения их к осветительным приборам. Погреб и без того относится к сырым пространствам, где приходится максимально осторожно монтировать электросеть. А когда он еще и расположен в гараже, строгость требований только вырастает. Следует использовать понижающие трансформаторы с выводным током 12 В. Лишь до конца убедившись, что помещение полностью сухое, допустимо применять стандартное электричество на 220 В.

Целесообразно до начала работ показать гараж опытному электрику и согласовать с ним же покупку всех комплектующих. Это позволит максимально точно учесть специфику создаваемой сети, избежать ошибок при ее построении и сбоев в работе.

По мнению тех, кому уже приходилось создавать скрытую проводку в гараже, самое лучшее решение – это протянуть кабельные каналы из негорючих материалов. Гладкая поверхность с внутренней стороны куда удобнее, чем гофрированный рукав. Если вдруг проводка не выдержит, всегда получится открыть небольшой участок стены и поменять выгоревший провод или даже часть канала.

При всей важности электрической проводки нужно позаботиться и о том, чтобы в гараже было окно.

С его помощью обеспечивается естественный свет и поддерживается наиболее экономичный режим использования приборов. А это значит, что те же провода и распределительные узлы проработают дольше.