Аттестация работников: что нужно знать работодателю? Какие работники подлежат обязательной аттестации.


Несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе из-за недостаточной квалификации является одним из оснований для прекращения трудового договора по инициативе работодателя. Верный способ выявить неквалифицированный персонал - провести аттестацию.

В трудовом праве под квалификацией понимается уровень подготовленности, мастерства, степень годности к выполнению труда по определенной специальности или должности, определяемые разрядом, классом, званием и другими квалификационными категориями. В свою очередь, недостаток квалификации - это несоответствие профессиональной подготовки работника его должности.

Согласно Трудовому кодексу, недостаточная квалификация работника относится к одному из оснований для того, чтобы по инициативе работодателя был расторгнут трудовой договор (п. 3 ст. 81 ТК РФ).

Однако уволить сотрудника можно, только если его нельзя перевести на другую работу, соответствующую его квалификации, - например, на вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу, которую работник способен выполнять с учетом состояния его здоровья. Причем перевод сотрудника возможен с его письменного согласия. В письме Роструда от 30 апреля 2008 г. № 1028-с сказано также, что уволить работника по несоответствию занимаемой должности или выполняемой работе из-за недостаточной квалификации можно только после проведения аттестации. Иное Трудовым кодексом не предусмотрено.

Во избежание возможных недоразумений в трудовой договор с работником необходимо внести пункт об обязанности проходить аттестацию.

Проверка на профпригодность
Аттестация представляет собой проверку профессиональных знаний и деловых качеств работника. Проводится она работодателем с целью определить уровень квалификации работника и его соответствие занимаемой должности.

Трудовой кодекс не ограничивает круг сотрудников, подлежащих аттестации. Однако фирма может освободить от нее их отдельные категории. Перечень лиц, подлежащих и не подлежащих аттестации, целесообразно зафиксировать в локальных нормативных актах. К примеру, от нее могут быть освобождены лица, испытательный срок которых еще не истек к моменту начала аттестации, выпускники образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, работающие первый год на фирме, беременные женщины, лица, занятые на неквалифицированных работах, и другие. Такие гарантии предусмотрены в пункте 4 постановления ГКНТ СССР и Госкомтруда СССР от 5 октября 1973 г. № 470/267 (далее - постановление № 470/267). Помимо этого, в трудовой договор с работником также рекомендуется включить пункт об обязанности проходить аттестацию.

Организация самостоятельно устанавливает периодичность аттестации. Для различных категорий работников она может отличаться. В среднем аттестация должна проходить один раз в три–пять лет (п. 4 постановления № 470/267).

Срок ее проведения фирма также определяет самостоятельно, исходя из штатной численности аттестуемых сотрудников и других факторов. Оптимальным считается срок от трех до шести месяцев.

Аттестация может проводиться в форме письменного тестирования, собеседования, письменного экзамена, практического занятия, изготовления образца и др., в зависимости от специфики профессии аттестуемого. Для работников, чьи трудовые функции не требуют специальных знаний или подготовки, аттестация не проводится.

Пошаговая подготовка к аттестации
Цели и задачи. Для начала определитесь, каковы цели проведения аттестации на вашем предприятии. Она может проводиться для того, чтобы определить потребности в обучении, улучшить текущую деятельность, спланировать подбор кандидатов на последующие периоды для перемещений внутри организации и собрать информацию, необходимую для решения о продвижения по службе.

А вот увольнение сотрудников не может являться целью аттестации. Основная ее задача - обновление кадровой политики, которое идет на пользу как самой компании, так и каждому ее работнику.

Положение об аттестации. В Трудовом кодексе не содержится рекомендаций по разработке Положения об аттестации. Мы советуем воспользоваться нормами постановления № 470/267.

Положение об аттестации должен утвердить руководитель организации. С принятым документом нужно ознакомить под роспись всех работающих сотрудников и каждого вновь принимаемого на работу (ч. 3 ст. 68 ТК РФ).

Оформление. Руководитель организации принимает решение провести аттестацию и оформляет соответствующий приказ. В решении нужно указать следующую информацию:
- сроки и место проведения аттестации;
- круг сотрудников, подлежащих аттестации;
- состав аттестационной комиссии;
- основания проведения аттестации (если она внеочередная);
- порядок оформления ее результатов.

В приказе о проведении аттестации желательно закрепить обязанности сотрудников и сроки подготовки документов. Кроме того, необходимо установить порядок подготовки и передачи в аттестационную комиссию сведений о том, кто из сотрудников и когда повышал квалификацию, аттестационных листов по предыдущей аттестации, отзывов клиентов и коллег и другую необходимую информацию.

Аттестационная комиссия. Ее состав может быть любым. Обычно в нее входят руководители отделов и сотрудник отдела кадров. Если на организации есть профсоюз, то, согласно части 3 статьи 82 Трудового кодекса, его представитель обязательно входит в состав комиссии. При желании можно включить и независимых экспертов.

График проведения аттестации. В нем указываются следующие сведения:
- наименование подразделения, работники которого аттестуются;
- список работников, подлежащих аттестации (их фамилии и должности);
- дата, время и место проведения аттестации;
- дата представления в аттестационную комиссию необходимых документов с указанием ответственных за это руководителей соответствующих подразделений;
- должности и фамилии работников, ответственных за подготовку аттестуемых.

Сообщить о сроках проведения и графике аттестации необходимо не менее чем за один месяц до ее начала (п. 4 постановления № 470/267). Ознакомить работника с представленным на него отзывом (характеристикой) следует не позднее чем за одну неделю (п. 6 постановления № 470/267).

Проведение аттестации.

Ход заседания и принятые решения отражаются в протоколе, который ведет секретарь комиссии. В нем рекомендуется зафиксировать наименование организации и дату проведения аттестации, список присутствующих членов комиссии, фамилии руководителей подразделений, в которых работают аттестуемые, и других приглашенных с указанием должности и места работы (для сторонних организаций).

Далее отражаются фамилия, должность и место работы (подразделение) аттестуемого, заданные вопросы и краткие ответы на них, предложения и рекомендации, высказанные членами комиссии по кандидатуре аттестуемого, оценка его деятельности, результаты голосования (количество голосов «за» и «против»).

Протокол заседания аттестационной комиссии подписывают председатель, секретарь и члены комиссии. Хранится он в деле работника. При проведении тестирования в протоколе нужно указать его результаты и приложить тесты с ответами аттестуемого.

Решение о соответствии или несоответствии работника занимаемой должности. Его по итогам аттестации выносит комиссия.

Как правило, Положение об аттестации предусматривает следующие виды решений аттестационной комиссии:
- работник соответствует занимаемой должности;
- работник не соответствует занимаемой должности;
- работник соответствует занимаемой должности при условии выполнения рекомендаций аттестационной комиссии;
- работник соответствует занимаемой должности и рекомендован для перевода на другую вышестоящую или вышеоплачиваемую должность.

Аттестационную комиссию можно также уполномочить давать рекомендации по поощрению работников за достигнутые ими успехи, по изменению условий их труда, по повышению их квалификации и т. д.

Принятое комиссией решение отражается в аттестационном листе, с которым под роспись следует ознакомить сотрудника. При этом ему должна быть предоставлена возможность выразить свое мнение о результатах аттестации и обжаловать их, если он не согласен с выводами комиссии. Кроме того, сведения о результатах проведенной аттестации заносятся в раздел IV личной карточки сотрудника по форме № Т-2 (утв. постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1).

По окончании аттестации все материалы должны быть переданы руководителю организации в сроки, установленные Положением об аттестации. Он принимает одно из следующих решений:
- сохранить условия трудового договора;
- сохранить условия трудового договора и стимулировать работника;
- сохранить условия трудового договора с возложением на работника дополнительной обязанности - устранить замечания аттестационной комиссии и в течение года со дня вынесения решения пройти повторную аттестацию;
- изменить содержание трудового договора в части трудовой функции работника;
- прекратить трудовой договор по пункту 3 части 1 статьи 81 Трудового кодекса.

Кроме того, на основании решения, подготовленного аттестационной комиссией, руководитель издает приказ о мероприятиях по итогам аттестации. В нем анализируются результаты, утверждаются мероприятия по улучшению работы с кадрами, по выполнению рекомендаций аттестационной комиссии, а также по проведению очередной аттестации.

В пункте 12 постановления № 470/267 сказано, что принять решение о переводе работника, который по результатам аттестации признан не соответствующим занимаемой должности, на другую работу с его согласия руководитель может в течение не более двух месяцев со дня аттестации. Если работника невозможно перевести на другую должность, руководитель организации может в тот же срок расторгнуть с ним трудовой договор.

Таков порядок проведения аттестации персонала. Если работодатель нарушил порядок ее проведения, установленный нормативными правовыми или локальными нормативными актами, это является основанием для того, чтобы восстановить на работе сотрудника, уволенного по ее результатам.

Любое предприятие стремится развивать не только свой бизнес, связи, партнёрские отношения, но и осуществлять соответствующий контроль сотрудников. Ведь они являются, зачастую, лицом компании. Поэтому проходят специальные проверки, так называемые « аттестацией сотрудников на соответствие занимаемой должности » . Это необходимо для того, чтобы поощрить лучших и мотивировать менее успешных работников. А в некоторых случаях, совершить рациональные кадровые перестановки.

Как же к проверке готовиться, кто должен её проходить, эти вопросы мы рассмотрим в данной статье.

Что это такое?

Аттестация сотрудников на соответствие занимаемой должности – необходимая и обязательная процедура, согласно Трудовому законодательству. Однако в государственных учреждениях она является обязательной, а в частных – осуществляется по желанию самих работодателей, в зависимости от того, какие преследуются цели и задачи. Это очень важное мероприятие в рамках работы с кадрами. Оно показывает: пригоден ли работник профессионально, соответствует ли он должности, которую занимает.

Кто должен пройти аттестацию?

Эта проверка предусмотрена для работников научной сферы деятельности, работников образовательной отрасли – например, для педагогов. Те, кто работает в науке проходят эту процедуру минимум один раз за несколько лет. В то же время не больше, чем раз в два года. Педагоги проходят аттестацию один раз в 5 лет. Кроме этого, аттестация сотрудников на соответствие занимаемой должности необходима для упорядочения деятельность организации. Непосредственно касается именно той, которая является небезопасной. Итак, проверку проходят следующие категории :

  • сотрудники, обеспечивающие безопасность транспортной системы
  • госслужащие
  • те, кто несёт ответственность за расположение, крепление грузов на железнодорожном транспорте, а также их погрузку и выгрузку. Те работники, чья деятельность связана с движением поездов на ж/д путях
  • люди, которые трудятся в промышленности, отвечающие за промышленную безопасность
  • люди, которые руководят унитарными учреждениями. Аттестация для данных лиц проходит один раз каждые три года
  • а также категории лиц определенные законодательными актами. К ним относятся такие специальности как пожарные, спасатели, работники прокуратуры, авиаторы.

Проверку проходят также лица, работающие в экономике. В том числе диспетчера, работающие в электроэнергетике; ответственные за безопасное судоходство; работники вредного производства; те, кто осуществляет свою деятельность в местах хранения и уничтожения химического оружия; авиаперсонал; работники, связанные с источником ионизирующего излучения; сотрудники библиотек; персонал космической среды.

Это основные группы людей, которые подлежат для проверки аттестацией. Для остальных строгого порядка нет.

Правовое регулирование процедуры

В современном прогрессивном обществе отношения между сотрудниками и руководителем стали более холодными и жёсткими. В большинстве случаев, работодатели стараются максимально использовать потенциал персонала. Поэтому аттестация необходима. Она позволяет выявить навыки работников , которые возможно , скрываются . Или наоборот, показать несоответствие своей должности . Ведь зачастую, именно от сотрудников, зависит успешность и прибыльность фирмы. Аттестация – юридический вид проверки. Оценка происходит специально назначенной комиссией.

Раньше говорили о том, что начальникам и их подчинённым не хватает компетентности, культуры и стрессоустойчивости. Поэтому, это стало неким тормозом экономической сферы. В наше время требования возросли. Поэтому аттестация перешла совершенно на иной этап. Законодательством расширен круг лиц, которые подлежат такому контролю.

В оценочной комиссии обязательно должен находиться представитель Первичной профсоюзной организации.

Присутствие комиссии говорит о демократии в трудовом праве . Предварительно всех участников этой процедуры ставят в известность, а также знакомят со сроками и правилами её проведения. Объективность обеспечивается составом комиссии, которые компетентны в той или иной сфере. Не допускается дискриминация.

В свою очередь, не проходят обязательную аттестацию :

  • лица, которые недавно устроились на свою должность, и срок их работы составляет до года
  • беременные. Поскольку даже если женщины не пройдут аттестацию, их нельзя увольнять, согласно Трудовому Кодексу РФ (ТК)
  • женщины с детьми до трёх лет, либо те, кто в декрете. В таком случае аттестацию проводят не раньше, чем через год после окончания действия ограничений.
  • сотрудники, работающие по совместительству;
  • оформленные по срочному трудовому договору;
  • те, кто прошёл переквалификацию;
  • назначенные на конкурсной основе в течение года;
  • молодые специалисты

Поэтому перед тем, как начать подготовку к аттестации сотрудников необходимо разделить – кто подлежит, а кто нет для неё. Обязательно нужно определить подходы и собрать материалы, обрисовать правила и принципы проведения аттестации. Такая правовая основа обеспечит правовые гарантии сотрудников с работодателями.

Этапы проведения оценки персонала

Как нужно проводить аттестацию указано в ведомственных и нормативных актах. Обычным работодателям можно составлять порядок индивидуально.

Аттестация проходит по одной системе . А выглядит она таким образом

Первый этап . На основании приказа или распоряжения директора создается комиссия. Состав должен быть согласован с Профсоюзом.

Важно помнить, что если на предприятии действует Профсоюзная организация, то в комиссию должен войти как минимум один ее представитель.

На втором этапе руководитель должен издать приказ о проведении аттестации и уведомить о ней сотрудников.

Дальше необходимо определить методы и способы проведения аттестации . Должны быть продуманы критерии оценки, задания для проверки уровня подготовки сотрудников. А также определить в какой последовательности пройдет оценка, что будет входить в перечень заданий. Перед началом необходимо сообщить об этом сотрудникам, чтобы снять стресс и сделать процедуру для них понятной и максимально открытой.

На предпоследнем этапе подводятся итоги . Результаты заносятся в протокол, оценочная комиссия должна подписать протокол. После этого документ представляется сотрудникам для ознакомления, они могут выразить не согласие и оспорить итоги. Когда все готово, комиссия зафиксировала, что нарушения не было выявлено, документ подается на подпись директора.

Заключительный этап принятие решений по итогам аттестации о : назначении нового руководства, увольнении, повышении зарплаты, переквалификации и так далее. Сотрудники должны быть ознакомлены с итогами и принятыми решениями

Необходимые документы

Обязательно необходимо составить Положение о проведении аттестации . Обязательно в Положении должны быть указаны сроки аттестации. Лучше всего назначить проверку периодом от трёх месяцев до полугода . Также для этой процедуры понадобятся следующие документы :

  • График проведения аттестации персонала
  • Аттестационные листы, заполняемые сотрудником
  • Аттестационный лист для руководителя
  • Отзыв непосредственного руководителя
  • Отчет работника о проделанной работе в между аттестационный период
  • Решение комиссии
  • Протокол

Практически на каждом документе сотрудник должен поставить свою подпись о том, что он ознакомлен и согласен.

После процедуры, комиссия должна представить отчёт об этом. Там должна идти речь о том, какое количество сотрудников соответствует своей должности, а какое нет.

На основании этого документа, решении комиссии, составляется протокол, где сообщается об итогах аттестации

После этого, для сотрудников пишется заключение и принимается решение о дальнейшей судьбе.

Повышает шанс пройти аттестацию хорошо посещение специализированных тренингов , лекций , семинаров . Это актуально для тех предприятий, где на работниках экономят. Например, один специалист выполняет разную, по направленности работу при этом получая только одну зарплату. Безусловно, специализированные семинары помогут специалистам справиться с аттестацией лучше.

Кроме того, можно заняться самообразованием. Изучить те стороны профессии, которые ранее не замечали. Если сотрудник готов, для него аттестация произойдёт быстро. Процедура длится примерно , около часа . Чтобы аттестация принесла максимальную пользу, руководствуйтесь советами психологов:

  • не волнуйтесь . Специально «заваливать» вас никто не будет. Возможно, благодаря этой аттестации вам повысят зарплату;
  • вас могут отметить среди коллег . Вы сможете проявить себя в ходе аттестации;
  • не думайте о плохом , тем более не допускайте мыслей, что вас не ценят;
  • Аттестация проводится, чтобы улучшить работу компании, а не вас уволить
  • настройтесь на эту процедуру . Вспомните о своих положительных качествах, достижениях в работе
  • если аттестацию вы сдали не на тот показатель, который ожидали, не расстраивайтесь . Пусть этот опыт станет для вас полезным в будущем, а аттестация – мотивацией для обучения и переквалификации

Обязательной аттестации подлежат отдельные категории работников бюджетной и коммерческой сферы. Неблагоприятные результаты аттестации могут повлечь за собой увольнение работника по основаниям, предусмотренным п. 3 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ.

Категории работников, подлежащих обязательной аттестации с 2018 - 2019 года

Законодатель предусмотрел, что для большинства работников коммерческих предприятий аттестация является необязательной, она проводится в интересах работодателя и по его инициативе. Для их коллег, работающих в бюджетной сфере, действуют другие правила. Согласно ст. 48 закона «О государственной гражданской службе» от 27.07.2004 № 79-ФЗ (далее — закон № 79-ФЗ) аттестации раз в 3 года подлежат практически все гражданские служащие.

Кроме того, обязательная аттестация отдельных категорий профессионалов может проводиться на основании и других нормативных актов, например:

  • по нормам ст. 9 закона «О промышленной безопасности» от 21.07.1997 № 116-ФЗ, где указано, что компании, работающие с опасными производственными объектами, обязаны проводить аттестацию работников в области промбезопасности;
  • нормам ст. 49 закона «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, где отмечено, что педагоги должны проходить проверки минимум один раз в 5 лет (более частые проверки возможны по желанию педагога для повышения квалификационной категории);
  • положению «О порядке проведения аттестации лиц, относящихся к профессорско-преподавательскому составу», утвержденному приказом Минобрнауки РФ от 30.03.2015 № 293, и нормам Порядка аттестации лиц, занимающих должности научных работников, утвержденного Минобрнауки РФ от 27.05.2015 № 538, проводится аттестация научных сотрудников и преподавателей вузов;
  • согласно закону «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» от 22.08.1995 № 151-ФЗ по правилам, утв. постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 № 1091, проводится аттестация спасателей;
  • по нормам ст. 33 закона «О службе в органах внутренних дел…» от 30.11.2011 № 342-ФЗ раз в 4 года проверяется годность сотрудников полиции и Росгвардии.

Как закон регулирует проведение процедуры обязательной аттестации

В ст. 81 ТК РФ оговаривается, что порядок проведения аттестации устанавливается нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права, и внутренними документами предприятия. Внутренние документы об аттестации принимаются в порядке, установленном в организации, но с учетом мнения представительного органа сотрудников.

Обязательная аттестация сотрудников бюджетной сферы проводится на основании разработанных в этих целях нормативно-правовых актов и по предусмотренным в них процедурам. Коммерческая организация вправе разработать собственную методику проведения проверки знаний, навыков, морально-волевых качеств. Законодательство накладывает только 2 ограничения и на саму проверку, и на ее последствия.

Согласно пп. 2-3 ст. 82 ТК РФ работодатель обязан:

  • включить представителя профсоюза в состав аттестационной комиссии, если результат аттестации может повлечь увольнение;
  • учесть мотивированное мнение профсоюза, если увольнение коснулось члена профсоюза.

Поскольку согласно ст. 423 ТК РФ в трудовых отношениях допустимо применять нормативные акты СССР, если они не были официально отменены, при проведении аттестации можно руководствоваться положением «О порядке проведения аттестации руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов» (утв. постановлением ГКНТ СССР и Госкомтруда СССР от 05.10.1973 № 470/267). Обычно именно оно берется за основу при разработке собственного положения предприятия.

Обязательна или нет аттестация главного бухгалтера

Для множества предприятий ключевым является вопрос, обязательна или нет аттестация главного бухгалтера? Законодательство не устанавливает необходимости проводить обязательную аттестацию бухгалтеров с 2018 - 2019 года. При этом ст. 195.1-195.3 ТК РФ введено понятие «профессиональный стандарт». Их использование обязательно для подтверждения квалификации некоторых работников компаний с государственным участием, для сотрудников бухгалтерии такое соответствие необязательно.

Разночтение вызывает существование профессионального стандарта «Бухгалтер», на соответствие которому возможно в добровольном порядке, например в Институте профессиональных бухгалтеров, получить аттестаты:

  • 6-го класса — для занятия должности «главный бухгалтер»;
  • 5-го класса — для занятия должности «бухгалтер».

Получение такого аттестата полностью добровольно, его наличие не будет обязательным требованием для занятия должности. Работодатель может установить его наличие в качестве одного из условий для соискателей при замещении должности в конкурсном порядке, но на практике из-за небольшого количества аттестованных специалистов это встречается крайне редко.

В зарубежной практике получение профессионального аттестата бухгалтера (CPA в США и ACCA (Associationof Charted Certified Accountants) в Великобритании) дает право на работу по специальности. В РФ пока такой необходимости нет, но компании, аудит которых проводится зарубежными аудиторами, легче пройдут проверку, если их сотрудники имеют такой документ.

Является ли аттестация обязательной для гражданских служащих

Согласно ст. 13 закона № 79-ФЗ к категории гражданских служащих относятся лица, взявшие на себя обязательства по прохождению гражданской службы и получающие заработную плату за счет средств бюджета РФ или ее субъектов. Является ли аттестация для гражданских служащих обязательной?

Статья 49 закона № 79-ФЗ устанавливает следующие условия проведения аттестации:

  • она проводится в целях проверки соответствия требованиям к должности, ей не подлежат руководители и помощники, работающие на основании срочного контракта;
  • материалами для нее служат докладная записка руководителя, информация о выполненных служащим поручениях и подготовленных им документах, сведения о служебном поведении и соблюдении установленных запретов;
  • она проводится по общему правилу раз в 3 года (вне срока ее можно назначить, если встает вопрос об изменении оплаты труда или сокращении должностей).

Подлежит ли обязательной аттестации авиационный персонал

Подлежит ли обязательной аттестации авиационный персонал? Согласно п. 4 ст. 8 Воздушного кодекса РФ все специалисты авиационного персонала обязаны проходить аттестацию — от этого во многом зависит безопасность полетов. Ее порядок устанавливается Правительством РФ. Согласно п. 1.3 ст. 53 ВК РФ допуск специалиста к полету возможен только после ее удачного завершения.

В зависимости от сферы деятельности специалиста проверка его квалификации может проводиться:

  • по Правилам аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, утв. постановлением Правительства РФ от 26.02.2015 № 172;
  • положению «Об определении квалификации летного состава государственной авиации», утв. постановлением Правительства РФ от 23.05.2000 № 396.

К сожалению, правила проверки квалификации летного состава частных компаний до сих пор не приняты.

Для специалистов экспериментальной авиации действует отдельный порядок. Сейчас обязанность по проведению их аттестации возложена постановлением Правительства РФ от 27.05.2017 № 644 на Минпромторг РФ. Ведомством принят приказ «Об утверждении федеральных правил аттестации» от 19.12.2017 № 4504, который вступил в действие с 01.07.2018. Проводится проверка Центральной квалификационной комиссией в виде квалификационного экзамена по билетам, при этом в обязательном порядке представляется справка о часах налета специалиста.

Состав и категории работников, подлежащих обязательной аттестации, ограничены законодательно. Обязательной аттестации подлежат педагоги, работники опасных объектов, авиационный персонал и некоторые другие категории.

"Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2006, N 11

Аттестация персонала: как провести, избежав ошибок

Аттестация занимает свое, особое, место в системе управления персоналом, хотя нередко ее путают с оценкой персонала. Аттестация - это лишь один из методов оценки, но ее результаты могут иметь серьезные последствия для сотрудников. Если оценка персонала - процесс определения эффективности деятельности сотрудников в ходе реализации задач компании, то аттестация - это процедура систематической формализованной оценки соответствия деятельности конкретного работника стандарту выполнения работы в должности, которую он занимает. Результаты этой процедуры можно использовать в суде для защиты кадровых решений (например, увольнение сотрудника). Но не будем о грустном... Ведь прежде всего аттестация - реальный способ повысить эффективность работы сотрудников предприятия.

Термин "аттестация" пришел в современные российские компании из советского прошлого: как отдельный блок работы по организации труда служащих аттестация была введена в 1973 г. Постановлением Совета Министров СССР от 26 июля 1973 г. N 531 (с изм. от 21.02.1986), а Постановлением Госкомтруда СССР и Госкомнауки и техники СССР от 5 октября 1973 г. N 267/470 было утверждено Положение о порядке проведения аттестации руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи (далее - Положение 1973 г.). Последние изменения вносились в него в 1986 г., и на данный момент оно не отменено и не признано утратившим силу.

В советский период экономика строилась на крупных государственных предприятиях с численностью персонала в тысячи и десятки тысяч человек. Сегодня в России тоже немало крупных компаний в реальном секторе экономики и сфере услуг, имеющих разветвленную структуру управления и филиальную сеть, для которых советский опыт проведения аттестаций стал актуальным. Даже небольшие компании с численностью сотрудников 50 - 100 человек, планирующие расширение бизнеса, рассматривают аттестацию как инструмент для повышения эффективности такого ресурса, как персонал.

Для кого аттестация обязательна?

Следует отметить, что наше законодательство не обязывает всех без исключения работодателей проводить аттестацию своих работников. Ни Трудовой кодекс РФ, ни другие нормативно-правовые акты общеотраслевого и обязательного характера не устанавливают, что любой работодатель должен периодически проверять соответствие своих работников занимаемым ими должностям.

Однако есть здесь и исключения. Например, в соответствии со ст. 48 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в целях определения соответствия замещаемой должности 1 раз в 3 года проводится аттестация государственных служащих. А согласно Федеральному закону от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" обязательной аттестации подлежит руководитель унитарного предприятия.

Обязательная аттестация установлена также специальными федеральными законами в отношении персонала организаций отдельных отраслей экономической деятельности (некоторые категории работников в энергетике, транспортной сфере, на опасных производственных объектах, в сфере образования и другие).

В остальных случаях проведение аттестации не обязательно, но если руководство предприятия решило провести эту процедуру, то препятствий для этого нет. Единственное, что должен сделать работодатель и его служба персонала, - это закрепить систему аттестации в соответствующем локальном нормативном акте, например в положении об аттестации персонала организации. Менеджерам по персоналу, приступившим к разработке локального положения об аттестации, необходимо знать, что Минтруд России в своих разъяснениях уточняет: локальный акт должен учитывать правила, которые были установлены ранее актами СССР, а также желательно учесть рекомендации, данные по разным отраслям профильными министерствами.

Зачем нужна аттестация?

В первую очередь аттестация позволяет провести диагностику персонала, то есть получить информацию о сотрудниках, выявить "болевые точки", моменты, затрудняющие работу персонала, и своевременно решить эти проблемы. В процессе аттестации проводится инвентаризация бизнес-компетенций, что необходимо компании для достижения намеченных целей. Речь идет об определении с помощью аттестации ценности сотрудников не только для подразделения (группы), но и для организации в целом, оптимальной расстановке сотрудников на местах, наиболее адекватном применении системы оплаты труда.

Если у конкретного сотрудника есть необходимые для своей должности компетенции - он получает соответствующий оклад, если они "подросли" - оклад тоже может "подрасти". Сотрудники, которые продемонстрировали лучшие результаты, по итогам аттестации получают наивысшую оценку и могут стать кандидатами в кадровый резерв. В свою очередь, сотрудникам с недостаточным количеством компетенций, но в которых компания заинтересована, может быть предложена программа по обучению и развитию, то есть аттестация позволяет сделать обучение более адресным.

Аттестация позволяет принять решения, связанные с:

Изменением компенсационного пакета, что имеет конкретные материальные последствия для работников;

Развитием организации (приведение в соответствие человеческих ресурсов с планами организации);

Оценкой текущей деятельности (положения) всей организации и выявлением рабочих проблем;

Формированием кадрового резерва компании.

Проведение аттестации

Для проведения аттестации создается аттестационная комиссия во главе с председателем, которая делится на подкомиссии для оценки работников конкретной должности или направления деятельности. Если целью аттестации является проверка соответствия занимаемой должности и по ее итогам возможно увольнение работников, в состав аттестационной комиссии в обязательном порядке включается член комиссии от соответствующего выборного профсоюзного органа (при условии, что есть профсоюз). Если у аттестации другие цели и ее итоги не предусматривают возможности увольнения (или других негативных последствий для сотрудников), то включение члена профсоюза в состав аттестационной комиссии не обязательно (например, если аттестация проводится с целью формирования кадрового резерва, для повышения категорий по оплате труда и т.д.).

Важно знать, что с юридической точки зрения неправомерным может быть признано проведение аттестации работников, проработавших в занимаемой должности менее 1 года, и беременных женщин. Также аттестации не подлежат женщины, имеющие детей в возрасте до 3 лет и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком (их аттестация проводится не ранее чем через год после выхода из отпуска).

При подготовке аттестации организаторам необходимо определить, какие категории сотрудников будут проходить ее и с какой периодичностью (обычно аттестация проводится раз в год).

Важно также представлять, что именно необходимо оценивать, так как в полную процедуру аттестации могут быть включены оценка результатов труда, профессиональных знаний и навыков сотрудников, оценка свойств их личности. Формально оценка личностных качеств и мотивационной сферы человека не входит в предмет аттестации в ее классическом понимании. Однако современные рыночные условия диктуют свои требования, и исходя из этого все больше компаний включают такую оценку в систему аттестации для ряда должностей (специальностей), где личностно-мотивационная сфера сотрудников имеет ничуть не меньшее значение, чем профессиональные знания и навыки. Это относится, например, к руководителям, сотрудникам коммерческих служб и т.д., т.е. к тем должностям, для которых очень важен человеческий фактор, влияющий на бизнес компании в целом.

Необходимо также разработать:

Критерии оценки результатов труда и порядок их учета;

Выбрать те навыки и личностные качества, которые являются профессионально важными для каждой должности (типа должностей), и построить так называемые профили успешности;

Определить порядок проведения самой процедуры оценки, а также процедур информационного обеспечения работы аттестационной комиссии.

После этого следует подобрать соответствующий диагностический аппарат (методы, которыми будет проводиться диагностика) и осуществить пробную эксплуатацию разработанной системы аттестации в одном из подразделений компании.

На подготовительном этапе аттестации сотрудники готовят отчеты о выполнении своего профессионального плана развития и плана работы. Материалы представляются секретарю комиссии, формирующему таблицу с оценками сотрудников, которые также включают и оценку сотрудника непосредственным руководителем.

В ходе аттестации работник зачитывает свой отчет по планам работы и профессионального развития. Выставленные оценки по компетенциям обсуждаются комиссией, а потом суммируются и сверяются с профилем должности. Чем больше итоговый балл по всем компетенциям, тем выше профессиональный уровень сотрудника, а значит, он может претендовать и на более высокий оклад или попасть в кадровый резерв.

Процедура аттестации требует значительных трудовых и временных затрат, а также объективного подхода к решению проблем. Если при ее проведении необходимо внешнее экспертное мнение или не хватает собственных специалистов, то оправданно будет привлечение профессиональных консультантов со стороны. Ситуация, когда вводные условия задает клиент, а консультанты непосредственно осуществляют постановку системы аттестации, в последнее время очень распространена.

К консультантам можно обратиться за помощью как к предметным экспертам. Они подскажут, как лучше решить ту или иную задачу в рамках этой процедуры, помогут обучить сотрудников компании, с тем чтобы они могли построить и внедрить систему аттестации собственными силами. Внешние консультанты могут быть приглашены для решения локальных задач в рамках проведения аттестации, например для организации и проведения профессионального тестирования сотрудников или экспертного заключения по отдельным компетенциям, для проведения комплексного исследования методом Ассессмент-центр.

Ошибки при проведении аттестации

Главная ошибка может быть допущена на самом первом шаге - при выборе цели проведения аттестации. Если аттестация проводится только с целью сокращения персонала или для избавления от отдельных неугодных сотрудников, то многие плюсы, которые она дает (повышение эффективности труда, повышение бизнес-показателей за счет грамотной ротации кадров и их адресного развития), сводятся на нет.

Низкая информационная поддержка процедуры аттестации тоже может сказаться на психологическом климате коллектива, особенно если аттестация проводится впервые. Следует подробно разъяснять менеджерам высшего звена, какие сведения они получат в результате проведения аттестации, как ими пользоваться и какие задачи с их помощью можно решить. Сотрудников компании можно предупредить о проведении аттестации за пару месяцев, чтобы они смогли подготовиться к этой процедуре, освежить в памяти необходимую информацию, дополнительно почитать профессиональную литературу. И не стоит бояться некоторого напряжения в коллективе, поскольку люди в это время начинают лучше работать, т.к. грядущая аттестация служит им дополнительным стимулом.

Еще одной существенной ошибкой при проведении аттестации является применение в предварительных оценочных процедурах только субъективных методов (экспертная оценка, "метод 360" и т.д.). Эти методы целесообразно использовать в дополнение к оценке реально измеримых критериев: результатов труда, результатов профессионального тестирования, которые являются объективными показателями.

Ошибкой будет и неиспользование результатов аттестации в дальнейшей кадровой работе (обучение, ротация, работа с кадровым резервом). Нельзя считать проведенную аттестацию конечным мероприятием - провели большую работу, поставили "галочку", кого-то уволили, кому-то понизили зарплату... Результаты проведенных процедур можно и нужно использовать для повышения качества такого ресурса, как персонал.

Итоги аттестации

Как говорилось выше, аттестация нужна и для того, чтобы обоснованно принимать управленческие решения, связанные с кадровым менеджментом. В частности, по итогам аттестации можно принять ряд кадровых решений на законном основании (увольнение, понижение в должности, перевод на другую работу).

Процедура принятия решения о переводе работника, его увольнении или об изменении других существенных условий трудового договора должна быть подробно закреплена в локальном положении об аттестации персонала.

В противном случае затрудняется применение соответствующих статей ТК РФ. Если в приказе по итогам аттестации службе персонала дается указание рассмотреть вопрос о переводе работника, признанного не соответствующим занимаемой должности, то работнику в соответствии с ч. 2 ст. 81 Трудового кодекса РФ должен быть предложен перевод на другие вакантные должности при наличии последних. Как правило, предлагаются нижестоящие должности. Если работник отказывается от перевода (причем в письменной форме) или же вакантных должностей нет, то только в этом случае работодатель может уволить работника по п. 3 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ.

Если работник был уволен по этому основанию и оспаривает увольнение в судебном порядке, то:

1) выводы аттестационной комиссии о деловых качествах работника будут подлежать оценке в совокупности с другими доказательствами по делу;

2) работодатель обязан представить доказательства, свидетельствующие о том, что работник отказался от перевода на другую работу либо что работодатель не имел возможности (например, в связи с отсутствием вакантных должностей или работ) перевести работника с его согласия на другую работу в этой же организации;

3) если уволенный работник является членом профсоюза, работодатель должен будет представить доказательства о том, что в состав аттестационной комиссии при проведении аттестации, которая послужила основанием для увольнения работника, входил представитель от соответствующего выборного профсоюзного органа (ч. 3 ст. 82 ТК РФ), а кроме того, доказательства, что в соответствии со ст. 373 ТК РФ:

Работодатель провел дополнительные консультации с профсоюзным органом, если последний выразил несогласие с предполагаемым увольнением работника;

Был соблюден месячный срок для расторжения трудового договора, исчисляемый со дня получения работодателем мотивированного мнения выборного профсоюзного органа (ст. 373 ТК РФ).

Чтобы избежать подобных судебных разбирательств, работодателю необходимо использовать утвержденные формулировки. Общепринятыми оценками работников по итогам аттестации являются оценки "соответствует занимаемой должности" и "не соответствует занимаемой должности" (нередко в компаниях используют формулировки "аттестован", "годен" и другие, что неправильно).

Что такое профпригодность, как осуществляется проверка на профпригодность соискателей и работающих сотрудников, когда требуется медицинское заключение, подтверждающее профессиональную пригодность – об этом в материалах статьи.

Из статьи вы узнаете:

Что такое профпригодность

Профпригодность – это сочетание психофизиологических и психофизических качеств, знаний, умений, навыков, которые потребуются для достижения соответствующей эффективности труда. Профпригодность формируется в процессе трудовой деятельности, а не является врожденным качеством. Говорить о дальнейшей профессиональной пригодности абитуриентов к определенным видам профессии нерационально. В общее понятие определения включают удовлетворение от труда, оценку результатов самой деятельности.

В описании профессиональных качеств специалиста той или иной сферы деятельности присутствует необходимый набор:

ценностей и принципов;

уровня психологических;

психофизических и физических качеств, которые и определяют в своей совокупности степень и категорию профпригодности.

Стоит отметить, что в любой сфере деятельности есть блестящие специалисты, которые полностью соответствуют описаниям идеальных профессионалов.

Скачайте документы по теме:

Оценка критериев профпригодности по результатам

На основании этого определяется профессиональная пригодность. Но при таком тесте не учитывается вопрос цены успеха. Это можно рассмотреть на примере композитора Бетховена, писавшего прекрасную классическую музыку. При этом композитор полностью лишился слуха, который необходим для музыканта. Другие механизмы помогли полностью компенсировать это.

По законам компенсации психофизические свойства человека устроены таким образом, что в определенных условиях одни функции полностью заменяют другие. Но для этого требуется сильное желание и воля, помогающая достичь успеха. Профпригодность достигается при активизации соответствующих качеств и способности компенсировать их другими механизмами. Успех зависит от того, насколько сильным является желание потратить большое количество сил и времени для достижения значимых результатов.

Универсальные качества развития профпригодности

К универсальным качествам, помогающим развить способности, усвоить умения, навыки относится интеллект. Именно интеллектуальные способности позволяют компенсировать многие недостающие механизмы.
Нередко интеллектуально развитые люди вынуждены заниматься деятельностью, не связанной со своей основной профессией. Но они достаточно быстро находят пути усовершенствования основных способов действия и за счет этого преуспевают в любых видах профессиональной деятельности.

Например, при необходимости запоминать большое количество информации, разрабатывают функциональные и удобные системы хранения. Гибкость, способность быстро осваивать новые виды деятельности, открытость – важные профессиональные качества, помогающие освоиться в любой профессии и соответствовать всем параметрам профессиональной пригодности, которые характеризуют специалистов высокого класса. К главным профессионально важным качествам относится интерес к своему делу, увлеченность, мотивация и желание осваивать новые навыки, умения, получать необходимые знания, направленные на усовершенствование профессиональных качеств.

Как проводится проверка на профпригодность соискателей и работающих сотрудников

Проверка на профпригодность на начальном этапе подбора персонала. Большинство специалистов кадровых служб при поиске кандидатов на должность составляют список требований, которыми обязан обладать будущий кандидат. Поддерживая связь с профильными учебными заведениями, можно сразу ознакомиться с личностными качествами учащихся и определить, подойдут они для открытых вакансий или нет. При использовании услуг агентств, бирж труда, внешних источников достаточно правильно составить объявление и указать в нем основные требования, которые предъявляются соискателям.

На следующем этапе изучают анкету соискателя , где указана информация об уровне образования, опыте работы, профессиональной подготовки, квалификации. Предварительный отбор проводится на основе анкетирования, когда менеджер по подбору персонала отсеивает тех, кто не соответствует основным требованиям профпригодности, не подходит по профессиональным качествам.

Предварительное собеседование проводят с кандидатами, которые прошли первоначальный отбор. Цель интервью – определить личностные качества соискателей, которые прошли предварительный отбор по листам оценки, анкетирования и изучению резюме. Стоит учитывать, что уровень профессиональной пригодности большинства профессий напрямую зависит от личностных качеств кандидатов. Например, если предстоит общаться с клиентами, определять профессиональную пригодность только по уровню образования и опыту, квалификации нерационально. Если личные качества претендента не соответствуют степени профпригодности, говорить об успешной трудовой деятельности не приходится.

Второе интервью проводится с кандидатами, которые прошли все стадии отбора. Кадровый специалист проводит такое собеседование совместно с линейными руководителями.

Профпригодность помогают определить и такие методики, как бальная оценка ключевых критериев:

  1. соответствия должности;
  2. целеустремленности;
  3. опыта;
  4. компетенции;
  5. квалификации.

Определить потенциальные установки, навыки, которыми владеет кандидат, спецификой мотивации помогут такие методы, как ролевые игры, тестирование, профессиональные испытания. Экспертизу профпригодности кандидатов на должность рационально проводить, используя комплексные методики, которые проработаны с учетом специфики деятельности соответствующего предприятия.

Тесты на профпригодность разработаны специалистами и позволяют установить:

  1. уровень знаний;
  2. понимание технологических и производственных процессов;
  3. владение специальной терминологией;
  4. соответствующие требования к определенной должности.

Экзамен на профпригодность работающих специалистов

Аттестация работающих специалистов – это система оценки в соответствии с заданными критериями. Методики могут применяться самые различные. У работников проверяют уровень квалификации на предмет занимаемой должности.

Экзамен на профпригодность проводит аттестационная комиссия в соответствии с методиками, разработанными с учетом специфики соответствующей отрасли производства. Определенная схема проведения аттестации и периодичность таких работ закрепляется внутренними нормативными актами предприятия.

Для получения объективных результатов четко определяют стандарты, проводят разработку форм и методов оценки работающих специалистов. По истечению испытательного срока все новые специалисты проходят первичную аттестацию. Проверяют соответствие служебных навыков, уровень адаптации на новом рабочем месте.

Группа профпригодности определяется для работников:

  1. выполняющих обязанности в опасных и вредных производственных условиях;
  2. занятых на подземных работах;
  3. связанных с движением транспорта;
  4. пищевой промышленности, торговли, общепита;
  5. детских и профилактических учреждений;
  6. водопроводных сетей;
  7. ведомственной охраны;
  8. предприятий коммунально-бытового хозяйства;
  9. парикмахерских и т.д.

Химико-токсикологические исследования проходят отдельные категории персонала на основании требований федеральных законов, иных нормативных актов. Таким осмотрам подвергаются специалисты авиационного персонала, военнослужащие, которые проходят службу по контракту, члены экипажей морских судов, сотрудники, связанные с движением поездов и т.д.